Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Россию ждет великое будущее. Главное - помнить о единой системе этических ценностей


У крупнейшей еврейской организации России - Российского еврейского конгресса (РЕК) сменился президент. Им стал Владимир Слуцкер, член Совета Федерации от Республики Чувашия, религиозный еврей, серьезно занимающийся изучением каббалы. Это событие, несомненно, знаковое. До настоящего времени основные еврейские религиозные организации России находятся в состоянии давнего затяжного конфликта, обусловленного не только политическими, но и религиозными причинами. Попытка любавических хасидов, входящих в Федерацию еврейских общин России (ФЕОР), взять под свою юрисдикцию все еврейские общины страны вызывает вполне понятный протест со стороны представителей других направлений иудаизма. Все это так или иначе влияет на жизнь российских евреев. Однако, судя по всему, в ближайшее время ситуация может кардинально измениться. Об этом корреспондентам "НГ-религий" рассказали новый президент Российского еврейского конгресса Владимир Слуцкер, экс-президент РЕК Евгений Сатановский и главный раввин Конгресса еврейских религиозных общин России Адольф Шаевич.

Владимир Слуцкер: 'Мода на каббалу - это требование времени'.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

- Владимир Иосифович, каким образом вы, как новый президент РЕКа, собираетесь преодолеть противоречия, существующие между российскими еврейскими организациями?

- Это одна из главных моих задач. На сегодняшний момент наличествует не то чтобы конфликтность, а недопонимание и нежелание сотрудничать. Одной из главных наших задач и является преодоление этой конфликтности внутри еврейской диаспоры в России. На самом деле существует только две крупные российские еврейские организации: Федерация еврейских общин России, возглавляемая главным раввином России Берл Лазаром, и Российский еврейский конгресс. Все остальные еврейские организации группируются вокруг них.

Лично у меня никаких конфликтов с раввином Лазаром нет и быть не может, у нас с ним многолетние товарищеские отношения. Он, как и я, религиозный человек. И хотя я не отношу себя к последователям любавической общины, у меня с ФЕОР никаких конфликтов нет. Что касается финансовых и организационных вопросов, то в этой плоскости никакого объединения не планируется. Все, чего я хочу, - это совместное общественное позиционирование всех представителей российской еврейской общины.

- А вас не смущает, что большинство российских евреев нерелигиозны?

- Десять лет назад я сам был нерелигиозным человеком. А сейчас моя семья, включая моих родителей, которые когда-то были членами партии, с удовольствием встречает шаббат, с благословениями и зажиганием свечей. А если человек зажигает свечи, берет в руки сидур (молитвенник), то, значит, искорка религиозности в нем жива.

Тора является основой существования еврея вообще, основой самоидентификации евреев. Другой точки национальной связности у евреев, кроме Торы, не существует.

- Вы не только политик и общественный деятель, но и человек, изучающий каббалу. Для многих каббала - это что-то загадочное, мистическое, отчасти пугающее. Вы не боитесь, что ваши каббалистические занятия могут быть неправильно поняты и истолкованы?

- Страх перед непознанным - отличительная черта невежества. Каббала - это неотъемлемая часть иудаизма. Столь же значительная, как и заповеди.

Каббала - описание всей структуры мироздания, находящееся в "свернутом" виде внутри иудаизма в целом и в Торе - как в его источнике. И не только это.

- Сейчас и у нас и на Западе возникла определенная мода на каббалу. Как вы относитесь к подобной популяризации древнего мистического учения?

- Это требование времени. Человечество развивается по спирали, и каждому ее витку соответствует какой-то набор увлечений, позволяющий накопить определенную сумму знаний для перехода на следующий виток. На том этапе, на котором находимся мы, каббала нужна, поэтому она вошла в моду.

- Но ведь многие израильские раввины негативно относятся к популяризации каббалы.

- Это вечный спор. Многие религиозные иудеи очень настороженно относятся в каббале, они думают, что она непостижима и необязательна по сравнению с исполнением заповедей. Но возможен и другой путь. Я начал изучать каббалу, будучи нерелигиозным человеком, и через нее пришел к необходимости выполнения заповедей.

- Изучение каббалы может как-то помочь человеку в жизни?

- Несомненно! Дело в том, что когда вы начинаете изучать каббалу, все события в жизни, которые раньше оценивались как удары судьбы, вы начинаете воспринимать как систему воздействия на вас высшей управляющей силы, подверженной определенным правилам. Погружаясь в то, что вы изучаете, вы перестаете быть пассивным субъектом и начинаете сами влиять на систему этих воздействий.

С того момента, когда человек начинает воспринимать свою жизнь, как систему общения с Творцом, он сам начинает интерактивно воздействовать на свою судьбу. Человека приводят к намеченной цели не какие-либо религиозные учения, а совпадение внутренних устремлений личности и той Силы, что управляет этим миром.

- В последнее десятилетие в России появляется все больше политиков и общественных деятелей, которые позиционируют себя как люди, исповедующие ту или иную религию. Какую роль, по-вашему, это может сыграть не только в религиозной, но и в политической жизни нашей страны?

- С моей точки зрения, Россия должна первая объяснить остальному миру, который раздирают идеологические и межконфессиональные конфликты, что есть общая для всех система духовных и этических ценностей.

Сейчас в мире происходит, с одной стороны, насильственное насаждение так называемой "демократии", а с другой - активизация исламского экстремизма. На мой взгляд, он не имеет отношения к религии, а является боевой идеологией терроризма, который тоже пытается навязать всему миру свою точку зрения. Таким образом, и с Запада, и с Востока имеется агрессивное проталкивание своей идеологии на чужую территорию. В этой ситуации Россия должна продемонстрировать, что все российские конфессии признают существование единой системы духовных и этических ценностей общей для всех религий.

Творец един, так же, как и совокупность духовных ценностей и этических правил, связывающих человека с ним. Сами же религии являются лишь Его методами донесения этой единой системы до той или иной этнической группы или народа. И если мы провозгласим, что основные религии, существующие в России, признают общность и единство этических и духовных ценностей, то Россию ждет великая судьба.

Юлия Глезарова

1 декабря 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования