Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"БЕЛОРУССКАЯ ГАЗЕТА": Страсти по закону Божьему. О нелегкой судьбе белорусского закона о свободе совести


Настоящий детектив развернулся на минувшей неделе вокруг принятого парламентом во втором чтении закона "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях". С критикой принятой 31 мая новой редакции закона выступили все действующие в стране конфессии и деноминации, кроме Белорусского экзархата Русской православной церкви. Негативную оценку документу дал даже Комитет государственной безопасности, эксперты которого посчитали, что принятие законопроекта чревато возникновением межрелигиозных конфликтов в обществе. В связи с этим ПП НС перенесла рассмотрение законопроекта во втором чтении с 26 июня на осеннюю сессию. И вдруг 27 июня палата приняла закон во втором чтении.

О возможных последствиях в рубрике "Визави" рассуждают Борис ЧЕРНОГЛАЗ, пастор минской религиозной общины "Церковь Иисуса Христа", и Александр САВИН, председатель выставочного комитета компании "Экспосервис", член братства архистратига Михаила.

Борис ЧЕРНОГЛАЗ: "ПРОТЕСТАНТОВ ХОТЯТ ЗАГНАТЬ В ПОДПОЛЬЕ"

- Чем вызван ажиотаж, поднятый вокруг законопроекта о свободе вероисповеданий?

- Прежде всего тем, в какой атмосфере происходила подготовка к обсуждение документа в парламенте. Создается впечатление, что кому-то было невтерпеж "протолкнуть" проект закона на скорую руку и негласно. То, что делается с благими намерениями, не скрывают, а напротив, выносят на широкое обсуждение, без спешки. Особенно если речь идет о такой тонкой сфере человеческого бытия, как религиозные отношения. История знает достаточно случаев, когда кровопролитные войны начинались именно на межрелигиозной почве. Поэтому законопроект о свободе вероисповеданий без серьезного обсуждения с участием представителей религиозных конфессий принимать было нельзя. Более того, документ не был обнародован и опубликован в СМИ. Знакомясь с документом, мы увидели, что он резко ущемляет права верующих разных конфессий, но главный удар, по-моему убеждению, направлен против евангельских христиан. Первое, что мы сделали, - направили обращения от отдельных церквей в высокие инстанции с конкретным анализом тех статей, которые нарушают гарантированные Конституцией права верующих. Нам доподлинно известно, что сотни верующих также обратились в различные инстанции. Однако когда дело дошло до обсуждения его в парламенте, оказалось, что многие депутаты даже не знали о существовании этих писем, которые пришли и в их адрес.

- Чем, собственно, вас не устраивает новый законопроект?

- Предлагаемый законопроект во многом повторяет положения, практиковавшиеся во времена КПСС. Как, например, обязательная регистрация всех общин в госорганах. Иными словами, если мы с вами решим собраться в своей квартире, чтобы помолиться, почитать Библию, мы - нарушители закона о свободе вероисповеданий. В любой момент может появится участковый милиционер с понятыми и, сославшись на "письма трудящихся", составить протокол об административном правонарушении. Есть еще одна настораживающая нас статья - обязательное предоставление информации в главное религиозное ведомство для создания "реестра религиозных организаций". Содержание этой информации определяется самим комитетом - и это также было в нашем славном коммунистическом прошлом, когда от религиозных общин требовали подавать списки их членов с указанием адресов, телефонных номеров, что позволяло властям преследовать каждого члена общины и оказывать на него давление. И, наконец, прослеживаемая от преамбулы этого законопроекта до последней его строки попытка установить монорелигию в государстве.

Наши юристы, проанализировавшие новый законопроект, а также многие здравомыслящие люди, коих в Беларуси оказалось немало, видят серьезнейшую угрозу - искусственное нагнетание межрелигиозной розни. Для Беларуси это нетипично и нехарактерно. Когда шла пропагандист-ская подготовка к принятию парламентом закона о свободе вероисповеданий, на страницах госСМИ была выплеснута буквально волна ненависти к инаковерующим. Эта пропагандистская кампания не прошла бесследно. Отмечены факты, когда религиозные евангельские общины почувствовали на себе негативное отношение со стороны местного населения, особенно в провинции, где подожгли три молитвенных дома, один из них сгорел дотла. Власти на это смотрели спокойно, мол, это несчастные случаи.

Нас, протестантов, хотят загнать в подполье, но мы твердо намерены делать то, что делаем - нести в мир живое Евангелие. Как бы власть ни пыталась этому помешать.

Александр САВИН: "ПРАВОСЛАВИЕ ИСТОРИЧЕСКИ ОТСТОЯЛО СВОИ ПОЗИЦИИ"

- Александр, вы интересуетесь историей белорусского православия. Как исторически складывались межконфессиональные отношения на белорусских землях?

- Собираясь на этот разговор, я захватил с собой памятную книжку Минской губернии столетней давности. На первых же страницах начинается длинный список православных праздников на 1892 г. Затем идет календарь иудейских, магометанских и римско-католических праздников. Вот, собственно, и весь перечень существовавших тогда конфессий. В последнем исправленном "отношении к вере", составленном при царствующей особе православной императрицы Екатерины, признается существование на территории России и соответственно Беларуси таких крупных конфессий, как магометанская, католическая, иудейская. Однако в Беларуси этот вопрос до момента объединения ее с Россией в 1793г. зашел в тупик. В XVI-XVII веках Речь Посполитая решила отрегулировать отношения двух конфессий - католической и православной. Вопрос объединения веры Папа Римский решал через унию. Через сто лет своего существования уния распалась, и 3,5 млн. белорусов из 5-7 млн. миллионов перешли из униатства в православие. Я очень боюсь, как бы эта униатская ошибка не повторилась сейчас. Также очень хотелось бы избежать раскола, такого, какой сегодня переживает, например, украинская церковь. Надеюсь, в этом нам поможет новый закон о вероисповеданиях.

- Не таит ли опасность раскола закон, который в многоконфессиональном обществе особым образом выделяет из всех конфессий православную и практически возводит православие в ранг государственной религии?

- Если 80% населения республики - православные, то как по-другому должно православие называться? Второй, третьей религией? Пускай оно и будет первой. Ведь оно исторически отстояло свои позиции. Народ вперед ведет его государство. Каждый христианин знает, что на земле он претерпевает жизнь временную, а государство - если это христианское государство - должно помогать ему достойно пройти этот путь. Демократическое государство делает все, чтобы народ мог получить некие блага и тут, на земле. Но вспомните слова Cпасителя о том, что "когда я приду, вряд ли найду веру". Да, мы видим раскол, который сегодня происходит в христианском мире, и я считаю, что православные при новом законе получат больше возможностей сохранить свою первоначальную веру, идущую еще от князя Владимира.

- Видите ли вы сегодня некую опасность, угрожающую православию в Беларуси?

- Блестит куполами новых церквей Москва, Киев возродил разрушенные еще до войны монастыри и церкви, сегодня весь город в золотых крестах. У нас раньше религиозным центром была Орша, где когда-то находилось 20 православных монастырей. Это был наш Суздаль. Я много ездил по Беларуси и смотрел, как строятся новые храмы, и увидел вещи, которые меня насторожили. Видно, как медленно строятся храмы у православных и как быстро они строятся у представителей новых религий. Этого не скрыть. И тут возникает вопрос: а кто их финансирует? Мы знаем, что многие секты получают гуманитарную помощь. Cегодня люди от нашей житейской неустроенности идут не столько к чужому богу, сколько за гуманитарной помощью. Более того, поскольку я имею некоторое отношение к экономике (я бывший вице-президент союза выставок и ярмарок СНГ), то знаю, что Европа сегодня столкнулась с наплывом в эти страны представителей восточных и азиатских народов. Да, Франция и Германия испытывают недостаток рабочих рук для выполнения черновой работы. Им удобнее пригласить своих собратьев-христиан из малоразвитых стран, таких как, например, Беларусь, которая рассчитывается здоровьем и нищетой за свое отступничество от Бога. Сегодня мы видим, что много молодежи выезжает по линии сектантских общин на работу в страны Европы, беспрепятственно идет эмиграция в Канаду. Мы растим детей, учим их, бесплатно лечим, а они, уже созревшие и обученные, покидают нашу страну. Здесь остаются одни старики, страна стремительно стареет. На западные страны будут работать наши сектанты, а кто будет работать на нашу страну?

- Возможны ли, на ваш взгляд, в Беларуси межконфессиональные столкновения?

- Не думаю. В силу ментальности нашего народа, малочисленности представителей других конфессий это вряд ли возможно. Думаю, что все-таки у нашего правительства хватит трезвого рассудка этого не допустить. Мы не можем не считаться с исторически сложившимися конфессиями, ведь католики у нас - это не поляки, а белорусы. Я думаю, что если закон и предусматривает какие-либо ограничения, то только для сектантов. Иудеи, я знаю, развиваются нормально, у них есть свои детские лагеря, точно так же - у католиков, православные могут им только позавидовать, потому что у нас нет такой возможности и поддержки. Наша патриархия считается московской, и хотя духовная поддержка крепкая, материальной помощи нам оттуда нет. Я не думаю, что этот закон ущемит наши основные конфессии.

Ася ТРЕТЮК, Вероника ЧЕРКАСОВА


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования