Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РЕЛИГИЯ И СМИ": Образование конфессиональное и светское: проблемы взаимодействия (Репортаж)


10 октября в Москве открылась научно-практическая конференция "Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования", основными задачами которой, по мнению организаторов, должны быть "содействие формированию политики государства в сфере образования, обсуждение вопросов взаимодействия государства с религиозными организациями в решении вопросов духовно-нравственного, правового и патриотического образования и воспитания. А также обобщение позитивного опыта в регионах России и вопросы введения теологического образования в высших учебных заведениях".

Открыл конференцию полпред президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, который, обратив внимание на необходимость приобщения молодежи к духовно-нравственным ценностям, в частности, сказал: "Вопросы религиозного образования стали в России общезначимыми. И наша задача – объединить те силы, которые понимают ценность этого образования".

Полпред президента отметил, что оплотом нравственности в России стали традиционные конфессии – "православие, ислам, иудаизм и буддизм, и именно их государство должно в полной мере задействовать при воспитании у молодежи нравственных устоев и мотивации труда". Полтавченко отметил, что значительная часть населения страны поддерживает идею включения в перечень школьных дисциплин такого предмета, как "Основы православной культуры", отвечающего стандартам Минобразования РФ. В ЦФО уже есть опыт введения этого предмета в школьное обучение.

При этом полпред выразил мнение, что государству нет необходимости поддерживать изучение в средних школах основ католической или какой-либо другой нетрадиционной для России религиозной культуры. "Если они для нас нетрадиционны, то, наверное, нет смысла поддерживать подобный предмет на государственном уровне. Речь не идет о запрете преподавания такого предмета вообще. Однако какой смысл насаждать чужое, когда у нас есть свое?" – сказал полпред.

В свою очередь Сергей Кириенко, полпред президента в Приволжском федеральном округе, считает сферу образования главной "зоной совместной ответственности и совместных действий российского государства и религиозных конфессий". По его словам, светское государство должно быть "равноприближенным ко всем конфессиям России, мировоззрение которых не противоречит конституционному законодательству". Из данного определения вытекает необходимость создания неких зон взаимодействия государства и конфессий. "В первую очередь, это зона образования", – подчеркнул Кириенко.

Он пояснил, что образование – это не только вопросы финансирования, наличие стен, парт и учебников. Образование – это система мировоззрения. "Причем, ценности атеистического мировоззрения, – отметил Кириенко, – заложены даже в постсоветских учебных курсах уже подспудно". А вот о мировоззренческих ценностях традиционных религиозных конфессий России в учебных пособиях ничего не говорится.

Кроме того, Сергей Кириенко отметил необходимость "в рамках стандарта "теология" говорить о конфессиональном образовании, подразумевающем подготовку священнослужителей, и о светском образовании, подразумевающем подготовку просветителей и воспитателей", которые могут и служить своей конфессии, и быть преподавателями в светских учебных заведениях.

Отвечая на вопрос корреспондента портала "Религия и СМИ", почему сегодня так мало религиозных учебных заведений могут получить государственную аккредитацию и лицензию, Сергей Кириенко отметил, что стандарт "теология" еще не доработан, что идеологический и образовательный уровень этих учреждений не всегда соответствует высшему образованию. "С одной стороны, государство не должно вмешиваться во внутриконфессиональное дело, с другой, мы понимаем, что количество вузов, которые государство может лицензировать на основании единого государственного стандарта, чтобы выдавать их выпускникам дипломы государственного образца, ничтожно мало. Надеюсь, что в итоговых документах конференции мы выработаем рекомендации, что для этого нужно сделать".

Далее по программе председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл должен был огласить обращение Патриарха Алексия II к участникам конференции, что он и сделал. Однако затем владыка неожиданно горячо стал рассказывать о том, что государственным служащим, вводящим стандарт "теология", следует учитывать, что религиозное образование относится "к вопросам нравственности, вопросам выживания нашего общества, в котором отсутствует дисциплина, способность к самоограничению и самоконтролю". Владыка также раскрыл значение понятия "светскость" как антипода всякого клерикализма и участия клерикалов в жизни общества, что в условиях Западной Европы привело к стремлению снять "власть духовенства в обществе". Таким образом, по мнению митрополита Кирилла, "светское религиозное образование будет способствовать подготовке бездуховных религиоведов. Необходимо создать такой теологический стандарт, который будет давать право на альтернативу".

Владыка также задал вопрос: "Знает ли сегодня государство, что происходит в медресе, в духовных школах или академиях?" Он отметил необходимость такого знания, поскольку священнослужитель – это духовный лидер народа. Пока неизвестно, не предложит ли глава ОВЦС МП создание некого органа, способного контролировать духовно-нравственный и образовательный уровень будущих "служителей культа".

Председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин, выступая на конференции, подчеркнул, что основы какой-то одной религии в школах и основы теологии в вузах "не могут быть обязательными предметами", поскольку "теологи и священники не могут быть нейтральной стороной, когда говорят о своей религии как об истинной". Равиль Гайнутдин также не согласился с тезисом предыдущего докладчика о том, что основы других религий, кроме православия, нужно изучать только в местах компактного проживания их приверженцев. Однако он отметил, что Совет муфтиев положительно относится к введению стандарта "теология", "поскольку даже такое образование приближает к Истине". В то же время он считает, что государство не должно создавать приоритетных условий для какой-либо религии, делая ее таким образом государственной. Равиль Гайнутдин считает, что Министерство образования отдает предпочтение православным учебным заведениям перед исламскими.

Председатель Совета муфтиев убежден, что религиозные дисциплины могут преподаваться в различных учебных заведениях только при выполнении ряда условий.

Во-первых, преподавание основ конфессиональной культуры и теологии не должно иметь принудительный характер. Во-вторых, должны соблюдаться конституционные нормы, то есть равноправие традиционных для России религий. И, наконец, в-третьих, курс богословия, по его словам, не должен вытеснять курса религиоведения.

Почти весело начал свое выступление главный раввин России Берл Лазар, явно углубивший свои познания в русском языке, но сохранивший легкий итальянский акцент. Поскольку, несмотря на строгий регламент, участники все равно выбились из графика, ему ничего не оставалось, как быть кратким. Что он и сделал, обратив внимание аудитории на детский досуг, в частности, в долгие летние месяцы. Именно нашим детям "не хватает морали и этики", поскольку нам не хватает времени, чтобы говорить с детьми, заниматься ими, молиться с ними и о них, считает Б. Лазар. По его мнению, единственный путь не потерять детей – это создать "настоящую идеологию".

Первый день конференции закончился работой в четырех секциях: "Государственная политика в сфере религиозного образования", Государственная политика в развитии религиозного образования в регионах РФ", "Вопросы духовно-нравственного воспитания и образования", "Религиозное светское образование: теология в Высшей школе".

11 сентября конференция продолжится в Сергиевом Посаде. Предполагается выработка итоговых документов и рекомендаций. Но важно не это. Главное – как будут реализовываться сегодняшние пожелания, кто и когда их будет воплощать в жизнь.

Мария Свешникова

"Религия и СМИ"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования