Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"SOBKOR": 10 лет назад во время шторма затонул паром "Эстония". В эстонских церквях поминают погибших


Ночью 28 сентября в штормовом море, на пути из Таллина в Стокгольм затонул паром "Эстония". В этой катастрофе погибло 852 человека, что позволяет ее считать крупнейшей морской трагедией послевоенного времени. Прошло ровно десять лет, но причина гибели "Эстонии" до сих пор остается загадкой. Шведское правительство в ознаменование печального юбилея открыло специальный сайт на интернете, где, среди прочего, представлен доклад международной комиссии, расследовавшей обстоятельства разыгравшейся на Балтике драмы. Официальный Стокгольм пытается таким образом создать видимость максимальной открытости. Однако критики правительства утверждают, что 28 сентября 2004 года впору отмечать годовщину двойной трагедии. Это гибель "Эстонии", и разрушение иллюзий о Швеции как об открытом правовом государстве, гражданам которого говорят правду о важных событиях общенационального значения.

"Русский Курьер" сообщает, что накануне десятилетия трагедии в шведском парламенте прошел семинар с участием представителей всех парламентских партий страны, участники которого потребовали проведения нового обследования покоящегося на дне судна с привлечением независимых экспертов. Официальный доклад комиссии по "Эстонии" назван стопроцентной ложью, невиданной для демократического государства.

Согласно заключению комиссии, "Эстония" ушла на дно после того, как от ударов волн оторвался носовой визир и вода хлынула на автомобильную палубу. Как считают эксперты ряда зарубежных и шведских научных центров, в том числе кафедр морской техники Гетеборгского и Стокгольмского политехнических институтов, такой вывод не подтверждается фактами. "Эстония" тонула в течение 45 минут, постепенно опрокидываясь на бок. Если бы вода попала на автомобильную палубу, находящуюся выше ватерлинии, паром бы перевернулся в течение нескольких минут и держался на воде от нескольких часов до суток за счет образовавшейся воздушной подушки. Так было с подобными судами, получившими течь на автомобильную палубу, например, с польским паромом "Ян Гевелиуш". То, как гибла "Эстония", по мнению экспертов, свидетельствовало о поступлении воды ниже ватерлинии в крупную пробоину. Что это было – взрыв или столкновение с неизвестным объектом – до сих пор остается загадкой.

Ларс Онгстрем, один из шведских парламентариев, обратившихся к правительству с требованием раскрыть карты по поводу "Эстонии", перечисляет основные моменты официального вранья. В докладе комиссии представлен сфальсифицированный доклад шведских морских инспекторов, обследовавших паром перед его выходом из Таллина. Они нашли семнадцать нарушений, в том числе пять крупных, которые давали им основание запретить отплытие судна. Проверяющие, однако, не решились на столь радикальный поступок, хотя "вето" в таких случаях – обычная морская практика. Кто заставил их уступить? Почему в документах официального расследования представлен ложный доклад инспекторов, из которого исчезли замеченные нарекания?

Комиссия уверяла, что обследование автомобильной палубы, где скрывался ключ к загадке "Эстонии", не проводилось. Однако Ларс Онгстрем лично видел видеозапись работы управляемой подводной камеры на автомобильной палубы, и слышал реплики оператора. Одна из них представляется наиболее загадочной: "Все, стоп. 30 метров. Дальше приказано не идти".

Наконец, официальная комиссия, так же как и правительство Швеции, отказались как- либо комментировать факт обнаружения огромной дыры размером два на два с половиной метра в нижней части корпуса "Эстонии". Фотография этой пробоины приложена к официальному запросу парламентариев правительству.

- Я считаю, что доклад комиссии по "Эстонии" - позор и скандал. По крайней мере по одному пункту нам солгали прямо в лицо, когда комиссия заверила, что "Эстония" вышла в свое последнее плавание в удовлетворительном техническом состоянии. Комиссия не пыталась доискаться до правды, а занималась поиском консенсуса, который бы удовлетворил все вовлеченные стороны, - заявила одна из участников семинара, Инга-Бритт Алениус, до недавнего времени возглавлявшая Государственное ревизионное управление. Это ведомство, в частности, в рамках контроля за работой комиссии по расследованию гибели "Эстонии", заметило ряд крупных упущений, но дело было спущено на тормозах.

Шведские власти объявили пустыми домыслами фильм немецкой журналистки Юты Раббе "Балтийский шторм", в котором разыграна одна из версий трагедии: спецслужбы США, с помощью правительств Швеции и Эстонии, добыли секретное российское оружие (вероятно, космический лазер) и пытались перевезти его на пароме. Москва не смогла помешать погрузке, но провела теракт в море, чтобы военная тайна не уплыла на Запад.

Теперь, десять лет спустя после трагедии, группа депутатов парламента требует опровергнуть эти "домыслы" с помощью фактов. "Почему шведское правительство заказало сфальсифицированный доклад? Чтобы прикрыть некомпетентность Государственной морской инспекции? Или, может, чтобы скрыть интересы военных, доставлявших в Швецию секретное оружие бывшего Советского Союза?", - написано в воззвании участников семинара по "Эстонии".

Неофициальные версии гибели парома

Так или иначе, но практически все эксперты и псевдоэксперты, занимавшиеся "Эстонией", согласны с выводом комиссии о том, что судно затонуло после того, как вода через носовой люк попала на грузовую палубу парома. А вот почему это произошло, высказываются самые разные догадки, пишет "Правда".

Версия первая: теракт

Согласно этой версии, некие злоумышленники заложили в носовую часть парома мощное взрывное устройство. Правда, ни одна из существовавших тогда террористических группировок ответственности за теракт на себя не взяла. Но это мог быть и не теракт…

Версия вторая: криминал

В шведских и финских газетах после гибели парома появились сообщения, что на борту "Эстонии" находились 70 шведских криминалистов, делившихся в Таллине со своими эстонскими коллегами опытом по борьбе с организованной преступностью. Впрочем, на страницах печати никто не делал однозначных выводов. Хотя намек просматривался ясно – поделились опытом, за что и поплатились…

Версия третья: эхо войны

Высказывалось предположение, что паром мог подорваться на мине времен Второй мировой войны. Однако эта версия не выдерживает критики. А.И Постников в своем исследовании "Гибель парома "Эстония" пишет следующее: "Глубина моря в месте гибели парома достигает 87 м. Как профессиональный флотский минер поясняю, что якорные и антенные мины ставят на гораздо меньших глубинах, а если такую мину в свое время и пропустили тральщики, за минувшие 40 лет она успела проржаветь и затонуть. Что же касается донных мин, то предельный радиус их действия 70 м. На таком расстоянии при взрыве "Эстонию" просто хорошенько тряхнуло бы".

Версия четвертая: во всем виноваты русские

Спустя несколько дней представитель компании "Эстлайн" (владельца судна) заявил буквально следующее: "России, в свое время тысячами угонявшей эстонцев в Сибирь, ничего не стоило отправить на дно еще две-три сотни". Надо заметить, что этому параноику кое-кто из газетчиков поверил. Так появился на свет миф о "русской субмарине, потопившей "Эстонию". Зачем вдруг русским понадобилось топить паром, ответила германская журналистка Ютта Рабе, снявшая документально-игровой фильм "Балтийский шторм", в котором предложена такая дух захватывающая версия, на которую не хватило бы фантазии даже у создателей "Секретных материалов".

Версия пятая: шпиономанская

Согласно Рабе и ее, так сказать, единомышленников, дело обстояло следующим образом. "Эстония" погибла в результате взрыва – это факт, по мнению авторов фильма, сомнению не подлежащий. А вот кто стоит за его организацией? Здесь в основу положена версия шведского адвоката Хенинга Витте. Он считает, что спецслужбы США якобы пытались вывезти на пароме советский космический лазер, нелегально полученный ими во время вывода российских войск из Прибалтики.

Далее, по мнению Витте, события развивались по такому сценарию: российские спецслужбы, пытавшиеся предотвратить этот вывоз, наняли для осуществления диверсии ливийских террористов. Впрочем, в фильме говорится, что паром был взорван не по распоряжению российских властей, а по инициативе отдельных националистически настроенных группировок в российских силовых ведомствах.

Власти стран, затронутых трагедией – Швеции, Финляндии и Эстонии – уверяют, что надлежащие выводы из этой катастрофы сделаны. Безопасность паромов улучшена, и теперь путешествовать по Балтике можно без страха. Подобная катастрофа не повторится. Но это лишь пустые заверения.

"Велика опасность новой трагедии на Балтике, подобной той, что случилась с "Эстонией". Даже спустя десять лет не получено правдоподобное объяснение того, как могло затонуть это судно, и какие обстоятельства привели к гибели 852 человек", - с таким заявлением выступила на страницах газеты "Дагенс Нюхетер" группа депутатов риксдага, организовавших парламентское расследование причин катастрофы. Вероятность того, что им удастся добраться до правды, остается, увы, невысокой. Правительство тщательно оберегает тайну "Эстонии", и с каждым годом поднять общественность на штурм бастионов власти становится все труднее. Катастрофа переходит в разряд истории, а политика живет интересами сегодняшнего дня.

Мероприятия, приуроченные к десятилетию гибели парома "Эстония"

Regnum сообщает, что в понедельник в шесть часов вечера был проведен молебен в церкви Св. Елизаветы в Пярну. В 19 часов молебен отслужили в церкви Раннамыйза (Rannamоisa). В 19 часов в таллиннской церкви Каарли начался концерт, в котором Таллиннский камерный хор и Nargen Opera под управлением дирижера Тыну Кальюсте (Tоnu Kaljuste) исполнили "Реквием" Кириллуса Креэка (Cyrillus Kreeк), сообщил представитель общества родственников погибших на пароме "Эстония" Memento Mare.

Во вторник 28 сентября в полдень на таллиннской горке Раннавярава (Rannavаrava) у скульптуры, посвященной памяти погибших на пароме, состоится возложение цветов к гранитной плите с именами жертв трагедии. Во вторник в шесть часов вечера церемония поминовения состоится у креста на берегу моря в Пярну.

В городе Выру (Vоru) 28 сентября в 18 часов будут возложены цветы к обелиску жертвам этого кораблекрушения, в это же время состоится молебен в церкви Катарины, в 20 часов начнется концерт памяти погибших в Доме культуры Kannel.

Издательство Tammerraamat в годовщину трагедии выпустит в свет 160-страничную книгу памяти M/S ESTONIA in memoriam с именами и биографическими данными всех погибших. Министерство экономики и коммуникаций подарит 300 экземпляров книги библиотекам.

"SOBKOR" по материалам прессы, 28 cентября 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования