Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

JTA: "Сталин давно умер. Но созданный им “социалистический Израиль” живет". В Еврейской автономной области, где осталось всего 6000 евреев, открылась новая синагога


Удивительная история сталинской "земли обетованной" для евреев в России вышла на новый и немного парадоксальный этап.

В минувшую пятницу в Биробиджане состоялась церемония открытия новой синагоги -двухэтажного здания, построенного в мавританском стиле. Это событие положило начало неделе празднования 70-летия Еврейской автономной области на российском Дальнем Востоке, в создании которой Сталин в свое время видел альтернативу эмиграции советских евреев в Палестину. В этом году праздники хронологически совпадают и с днем Рош-Ашана – празднованием нового года по иудейскому календарю.

Празднования сопровождаются народными танцами и песнями на русском и идише.

Открытие синагоги, одной из сразу трех появившихся на российском Дальнем Востоке на минувшей неделе, последовали вскоре после открытия памятника писателю Шолом-Алейхему на главной улице Биробиджана, носящей его имя.

Что несколько необычно в реализации данных проектов - это способ их финансирования. Спонсорами выступили как местные и международные еврейские организации, так и региональные российские власти. В частности, в качестве одного из финансовых доноров выступил семейный фонд Рор, крупнейший спонсор деятельности любавических хасидов на территории бывшего СССР. Синагога в Биробиджане, как и две другие вновь открытые на Дальнем Востоке, находятся под опекой хасидов, и тем самым усиливают их влияние в еврейской общине региона.

По этому случаю, главный любавический раввин России Берл Лазар прибыл из Москвы на специально арендованном частном самолете, на котором он передвигается из города в город, участвует в праздничных церемониях и произносит речи.

Так открытие трех синагог он назвал "величайшим событием, победой над тьмой и коммунизмом".

8 сентября синагога во Владивостоке, постройка вековой давности, использовавшаяся все эти годы как кондитерская фабрика, была официально возвращена местной иудейской общине, возглавляемой хасидским раввином Менахемом Раскиным. На следующий день в Хабаровске распахнулись двери элегантного здания синагоги, стоимость строительства которой составила 3 млн. долларов. Еще через день открылся дом молитвы в Биробиджане. Среди их спонсоров были также известные хасидские организации, такие как Американо-Еврейский объединенный дистрибуционный комитет, делегация которого прибыла на праздники. Средства поступили также от муниципалитетов Биробиджана и Хабаровска. Так, местные власти Хабаровска покрыли половину затрат на строительство культурно-образовательного центра при синагоге, а власти Биробиджана - 10% стоимости строительства синагоги, которая обошлась в 715 000 долларов.

В своем выступлении заместитель главы администрации Еврейской автономной области Валерий Гуревич заметил, что вклад региональных властей был проведен через министерство культуры и предназначался на строительство еврейского общинного центра, а не синагоги, и потому имеет скорее культурную, нежели религиозную направленность.

"Сегодня мы открываем первую в нашем регионе кошерную синагогу – сказали на митинге глава региона Николай Волков. – Это о многом говорит. ЕАО - это национальный регион, и теперь евреи здесь могут развивать свою культуру".

Вообще-то губернатору следовало бы быть осторожнее в своих словах. Сегодня среди 80 000 населения Биробиджана явно ощущается нехватка еврейской этнической составляющей.

В сегодняшнем Биробиджане надписи на идиш повсюду: на вывесках магазинов, государственных учреждений, документах. Первое, что встречает прибывающих в город - надпись на идиш на здании железнодорожного вокзала. Но все это скорее реликты той эпохи, когда Сталин, стараясь приобрести обычный и политический капитал, попытался построить "еврейский национальный дом в 5000 милях и семи часовых поясах от Москвы.

И поначалу все вроде бы складывалось удачно. В регионе культивировался еврейский театр, музыка, хореография, литература. Более 40 000 евреев из разных стран, включая Аргентину, США и даже Палестину, откликнулись на призыв "отца народов" создать новое еврейство на основе социалистического братства и интернационализма. Кстати, советские пропагандистские плакаты тех лет имеют сильное сходство с сионистскими постерами. Они тоже призывали строить Палестину, но в России.

К сожалению, система советских колхозов оказалась куда менее эффективной, нежели киббуцев в Палестине. Через год-два после переселения большинство еврейских колхозников устремились в Биробиджан. А дальше…

В 1936 году было репрессировано тогдашнее руководство ЕАО. В 1948-1949 годах были закрыты школы с преподаванием на идиш, прекратил свое существование театр, многие из артистов которого были даже казнены, а ценная коллекция книг по иудаике из областной библиотеки попросту сожжена. Последняя из действовавших синагог сгорела в 1950-х годах при неясных обстоятельствах. Единственной чертой культуры, пережившей все трудности, оказался язык идиш.

Хотя к 1970 году евреи составляли 6% населения области, их влияние было значительно большим, нежели количество. После смерти Сталина еврейская жизнь стала более открытой, публичной. Но стоило только в 1989 году "железному занавесу" приподняться, как 10 000 из 12 000 евреев Биробиджана тут же эмигрировали в Израиль. Это был самый высокий показатель эмиграции-алии в тогдашнем Союзе. Эмиграция продолжается и по сей день. В этом году, по словам местного представителя еврейского агентства, около 100 человек выедут в Израиль.

Но даже несмотря на эмиграцию, число еврейского населения области в относительных цифрах продолжает расти. По данным Еврейского агентства евреев, их в национальном образовании насчитывается 2000 человек, по сведениям местной еврейской общины - 6000.

Десять лет назад областная газета "Биробиджанер штерн" перестала выходить на идиш.

Ныне идиш и еврейская культура изучаются лишь в одной из школ города, и посещать эти уроки может любой ученик, вне зависимости от национальности.

Местная религиозная община, часть любавическо-хасидской Федерации еврейских общин России, спонсирует открытие кружков и клубов по иудейско-израильской тематике. Особенно религиозная жизнь здесь оживилась два года назад с приездом хасидского раввина Мордехая Шейнера и его жены Эстер. Именно он будет вести службы в новой синагоге, принадлежащей городской общине. Небольшая группа верующих, преимущественно пожилого возраста и ориентирующаяся на другого главного раввина Адольфа Шаевича, собирается для молитв в небольшом деревянном домике на окраине города.

Кстати, местные жители не видят ничего предосудительного в том, что нееврейские дети и подростки участвуют в культурных мероприятиях на еврейскую тематику.

"Песни и танцы всегда здесь были частью нашей жизни - говорит 30-ти летняя Елена Белякова, нееврейка, преподаватель иврита и идиша в местном педучилище и на курсах Еврейского агентства. - Сегодня для нас еврейская и израильская культура превратились в некуюсмесь. Но еврейские песни, танцы, обычаи мы узнали только со времен перестройки. А до этого был только идиш".

Cью Фишкофф

Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования