Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"УТРО.РУ": Исламское дзюдо: всем сестрам по хиджабу


И скажи [женщинам] верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди, пусть не показывают своих украшений... и пусть не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения...

Коран. Свет, 31
перевод И.Ю.Крачковского

Насчет хиджаба Мухаммад выразился вполне определенно: "Когда у молодой девушки появляется менструация, у нее ничего не должно быть открыто для взоров, кроме этого и вот этого". Говоря "этого и вот этого", Мухаммад указал на кисти рук и лицо. Сказанное имеет отношение к хиджабу внешнему. Помимо которого существует еще и внутренний хиджаб, который предписывает женщине скромное, целомудренное, тихое с достоинством поведение, не оставляющее мужчине ни малейшего шанса заподозрить ее в легкомыслии и кокетстве.

Насколько хорош или плох хиджаб, я рассуждать не стану. Это вопрос религии, и каждая женщина, в конце концов, имеет право выбирать, что ей ближе: религиозные каноны или светская жизнь. Речь совсем не об этом. Мне просто хотелось сделать необходимое, на мой взгляд, вступление.

Ибо история, которая произошла во Франции на товарищеских соревнованиях по дзюдо, имеет самое прямое отношение к мусульманскому канону женского поведения. Дело было так. Принимала в указанных соревнованиях участие британская сборная, в составе которой была девятилетняя девочка Зейнаб, мусульманка. Девочка – обладатель красного пояса. Не знаю, честно, насколько это здорово или не здорово, однако, судя по тому, что Зейнаб попала в сборную, можно говорить об определенных успехах, которых она достигла в дзюдо. Однако с выступлением этой красавицы возникла заминка. Ей было отказано в участии в турнире. Представитель французской стороны Жиль Лимузин заявила прессе, что ее решение об отказе Зейнаб основано на том, что выступление в хиджабе противоречит правилам дзюдо, принятым во Франции. А девочка, надо сказать, вознамерилась выступать в хиджабе.

Тренер британской команды Ли Давос был шокирован. Он очень удивился решению французской стороны и заявил, что Зейнаб в Англии занимается дзюдо, не снимая хиджаб, и это не создает для нее никаких проблем. Если верить наставнику Зейнаб, подобное происшествие за семь лет проведения турниров по дзюдо случилось впервые. В знак протеста британская команда сначала удалилась со стадиона, а потом отказалась от завоеванных медалей.

Скажу честно, в отличие от Ли Давоса, я совсем не была шокирована решением французской стороны турнира. И вовсе не потому, что отношусь к любой религии, скажем так, скептически. Просто в дзюдо, как и в любом другом виде спорта, существуют свои правила, в том числе и правила одежды, которые обусловлены теми или иными обстоятельствами. Пловцы, например, не выступают на соревнованиях в обуви, зато у них есть специальные шапочки. А лыжники, соответственно, не выступают в юбках, ибо это, видимо, затрудняет им движения и отражается на результатах выступлений. Даже теннисистки носят такие юбки, которые не мешают им бегать по корту. По всей вероятности, и в дзюдо правила одежды обусловлены не менее содержательными причинами. А коль скоро существуют правила, на которые ссылалась Жиль Лимузин, эти правила надо соблюдать. Участники (а в особенности участники соревнований по контактным видам спорта) должны быть поставлены в равные условия. В противном случае результаты выступлений не могут считаться вполне объективными. С другой стороны, спорт не зависит от какой бы то ни было религии, и на этом основании имеет полную свободу выбора одежды для состязаний. Борцы сумо, например, вообще, кроме набедренной повязки, ничего не надевают. И не жужжат, между прочим.

Соответственно, и тут: либо восходящая звезда английского дзюдо исповедует ислам и, будучи особой женского пола, выбирает такие виды спорта, которые не помешают ей соблюдать мусульманские каноны поведения, в том числе хиджаб, либо она занимается любимым видом спорта и в таком случае не обращает внимания на соблюдение канонов. Вот, как, скажем, египетская актриса Рания Махмуд Ясин, которая объявила о своем уходе из кино, поскольку оно мешает ей исполнять религиозные предписания, а конкретно – показываться на людях исключительно в хиджабе. Заметьте, она не стала возмущаться существующим положением вещей и устраивать истерики по поводу того, что ей не позволяют сниматься в хиджабе. Дочь известного египетского киноактера вполне отдавала себе отчет в своем поступке и прекрасно понимала, что хиджаб и кино – очень плохо совместимые вещи. Просто сделал свой выбор – и дело с концом.

Вообще, немного непонятны следующие вещи. Во-первых, зрелость Зейнаб. Если у нее еще не наступили менструации (хотя дочери Востока созревают рано, и в девять лет девочка вполне уже может стать девушкой), то с какой стати ей носить хиджаб? А ежели она уже достигла той стадии, на которой необходим хиджаб, то почему она стремится исполнять лишь внешнюю, обрядовую сторону этого канона? Ведь по отношению к мужчинам хиджаб подразумевает скромность и целомудрие, а дзюдо – вид спорта, совсем не подразумевающий ни то, ни другое. Скорее наоборот – оно очень плохо сочетаются с мусульманскими канонами для женщин. Захваты там бывают отнюдь не целомудренны, а во время падения на татами, чего доброго, и юбка может задраться. А тут кругом мужчины... Нехорошо получается. Легкомыслие это все, суета и грех, знаете ли.

Но ежели внутренний хиджаб не имеет значения, зачем тогда вся эта паника вокруг хиджаба внешнего? Сними себе его спокойно на время соревнований, выступи и снова надень – какие проблемы?

В этом смысле непонятна позиция тренера Зейнаб. Он – спортсмен, ему отлично известны правила соревнований, в том числе и форма одежды, в которой должен выступать участник. Тем не менее, он считает себя вправе нарушать эти правила (и даже поощряет их нарушения своей воспитанницей) в угоду религиозным требованиям. Странно получается. Спорт вроде как светское занятие – а вроде как и нет.

Можно возразить: светское – не значит атеистическое. Абсолютно с этим согласна, однако светское – не значит определяющееся в угоду тому или иному вероисповеданию. Если вероисповедание мешает заниматься чем-либо, необходимо выбирать между вероисповеданием и занятием. Так, например, женщина, действительно, а не на словах исповедующая некую религию (допустим, тот же ислам или православие), по ряду причин не сочтет для себя возможным придти на дискотеку. Заметьте, она не станет подвергать нападкам организаторов дискотеки и выдвигать им условия. Она просто туда не пойдет. Зато туда вполне может отправится язычница или буддистка определенного толка – ее религия не вступит в противоречие с предлагаемым ей развлечением. И согласитесь, было бы странно, если бы Руслан Нигматуллин или вся турецкая сборная оптом посреди матча расстелили бы молитвенные коврики и стали совершать намаз. Сие противоречит правилам соревнований. Однако ничто не помешает этим спортсменам отправлять свои религиозные обязанности в свободное от футбола время.

Неизвестно, чем закончится история с дзюдоисткой-мусульманкой. Может быть, Зейнаб или ее тренер подадут в суд на французскую сторону соревнований и, может быть, даже выиграют его. А может быть, и нет. Дело, в принципе, не в этом. Дело в том, что на теме вероисповедания стало слишком много разнообразных спекуляций. Религия все увереннее диктует свои правила сугубо светской жизни, а критика вмешательства религии в дела не принадлежащих ей объединений, институтов и организаций (в том числе спорта, образования и т.п.) влечет за собой почти неизбежное обвинение в предвзятости: дескать, от атеистов уже спасу нет!

Между тем, сам термин "светское" противопоставлен термину "религиозное", и как ни крути эти два термина, все равно они будут враждовать друг с другом. Более того, светская жизнь весьма осуждаема в большей своей части религиозными деятелями, и когда человек выбирает для себя какую-либо религию, ему предстоит делать выбор и в отношении светской жизни. Что касается атеизма, то атеисты просто по факту поставлены в более выгодные, по сравнению с теистами, условия: для них не существует ограничений в светской жизни. Определенно, можно говорить, что несмотря на все свои декларации, очень многие так называемые религиозные люди стремятся жить светской жизнью. А в тех случаях, когда это плохо сочетается с канонами их религии, они обвиняют светские институты в недостаточной лояльности к религиозным догмам. Получается лицемерие в квадрате: хочется одновременно и на елку влезть, и мягкие части тела не ободрать, да еще и видимость соблюдения приличий создать. Дескать, правоверная я мусульманка, хиджаб, понимаете, ношу... только вот еще и дзюдо увлекаюсь.

Если утрировать, получается так: "Вообще-то, я порнозвезда. Только мне раздеваться не положено". Опустим, как сказал бы Марк Твен, завесу жалости над концом этой печальной сцены.

Ирина Оренина

Utro.Ru 4 июля 2002 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования