Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Зеленый туман над Темзой. Меч исламской революции куется в Лондоне


В условиях, когда различные страны мира все чаще сталкиваются с проблемой исламского терроризма, очень важно понять психологию экстремистов и религиозную мотивацию их поступков, ведущих к гибели тысяч людей, которых они считают "неверными". "НГ-религии" (# 10 от 2 июня 2004 г.) уже писали об аресте имама лондонской мечети в Финсберри-парке Абу Хамзы, которого британские и американские власти обвиняют в причастности к похищению людей и планировании терактов 11 сентября 2001 г. Абу Хамза не только проповедовал в своей мечети идеи "всемирной исламской революции", но и создавал в Афганистане лагеря для моджахедов и организовывал центры для подготовки террористов. Предлагаем вниманию читателей статью журналиста-международника Ирины Лагуниной, раскрывающую взгляды "аятоллы из Финсберри-парка", как называют Абу Хамзу британские и американские СМИ.

По словам известного британского адвоката Эндрю Дисмоура, практически каждый подозреваемый в исламском терроризме связан с имамом Абу Хамзой, бывшим настоятелем мечети в Финсберри-парке.

Эндрю Дисмоур уже давно добивается его выдачи Соединенным Штатам. Дело об экстрадиции британца египетского происхождения шейха Абу Хамзы аль-Масри, где его обвиняют по одиннадцати пунктам, движется довольно медленно. 47-летний шейх был арестован 27 мая 2004 года. С тех пор он находится в тюрьме особо строгого режима Белмарч, куда помещают лиц, подозреваемых в террористической деятельности. Обвинение со стороны США состоит в том, что Абу Хамза готовил захват заложников в Йемене в 1998 году. Тогда в ходе операции по освобождению заложников погибли трое британцев и один австралиец. Его, в частности, обвиняют еще и в том, что он пытался организовать тренировочный лагерь боевиков в американском штате Орегон, а также в том, что он финансировал террористические операции в Афганистане.

Адвокаты Абу Хамзы настаивают, что обвинения такого характера не требуют экстрадиции человека и данные против него были получены с помощью пыток и психологического давления. По их словам, использование такого рода показаний - это нарушение прав задержанного, хотя до этого его экстрадиции требовали Йемен и Египет.

Абу Хамза родился в египетском городе Александрии. В 1980-х перебрался в Великобританию, женился на англичанке, получил новое гражданство и развелся. В одном из интервью он признался, что в 70-е годы, то есть до приезда в Лондон, он работал охранником в ночном клубе. В Лондоне работал инженером. С радикальными исламскими идеями впервые познакомился при встрече с афганскими моджахедами, приезжавшими лечиться в Великобританию в годы советского вторжения в Афганистан. В начале 1990-х годов переехал в Афганистан, где встал на сторону моджахедов. Воевал он до тех пор, пока при взрыве мины не потерял один глаз и руку. Став инвалидом, опять вернулся в Лондон, где в 1994 году основал организацию "Сторонники шариата".

Программа Абу Хамзы - подготовка всемирной исламской революции. И совсем по-ленински Абу Хамза решил начать с революции в одной отдельно взятой стране. Этой страной оказался Йемен. Прежде всего потому, что у имама там был друг со времен афганского сопротивления Абу Хассан аль-Михдар, основавший террористическую группировку под названием "Исламская армия". Деятельность двух организаций - "Исламской армии" и "Сторонников шариата" - в отдельные моменты переплеталась. Например, в сентябре 1998 года один из членов группировки "Исламская армия", приехав в Лондон, выступал в мечети, где проповедовал Абу Хамза, и раздавал листовки, призывающие вступать в эту организацию.

Месяцем позже было совершено покушение на президента Йемена, в котором власти обвинили "Сторонников шариата". А в декабре того же года в Йемене были захвачены 16 заложников. Ответственность взяла на себя "Исламская армия", но, по данным йеменских властей, операцию проводили пять британцев и один француз алжирского происхождения, которых Абу Хамза послал в Йемен. Среди арестованных были родной и приемный сыновья лондонского имама. Руководил операцией глава "Исламской армии" и друг Абу Хамзы Абу Хассан аль-Михдар. По данным британской разведки, он даже позвонил в Лондон после захвата заложников и похвастался имаму, что у него в руках несколько "неверных". Звонил он по спутниковому телефону, поэтому у правоохранительных органов есть запись этого разговора.

Михдара приговорили к смертной казни, но это не остановило Абу Хамзу. В январе 2000 года он организовал пресс-конференцию в Лондоне и призвал всех иностранных граждан покинуть Йемен. Позднее он выступил на телеканале "Аль-Джазира", где отрицал то, что призывал своих сторонников убивать иностранцев в Йемене. "Я не использовал слово "иностранцы". Некоторые из иностранцев в Йемене могут быть мусульманами. Я говорил о неверных. Неверные безгрешны в соответствии с нормами ислама, если они принимают мусульманскую веру, или если они платят мусульманский налог, или если они заключают соглашение, которое гарантирует им безопасность в стране, которая живет по законам шариата. В любом другом случае их кровь и благосостояние не защищены".

Представления о насилии, убийстве и смерти у имама лондонской мечети довольно своеобразные. Вот что писал Абу Хамза в газете "Аль-Кудс аль-Араби": "Моя позиция ясна, как солнце, слава Аллаху, она не изменилась и не изменится. Я не признаю термин "насилие" и никогда не откажусь от джихада и не подпишу соглашение с режимами тиранов. Как сказал Аллах: боритесь с ними до тех пор, пока не исчезнут внутренние распри и пока их религия не станет религией Аллаха".

Высказывался имам и по поводу ближневосточного конфликта: "Общий принцип всех эти операций, которые мы финансируем среди палестинской молодежи, среди девочек и женщин, среди детей, которые бросают камни в бульдозеры только для того, чтобы остановить разрушение их земли и домов, то, что объединяет все эти операции, - это любовь к смерти ради дела Аллаха, горячее стремление встретить Аллаха. Они с легкостью жертвуют своими жизнями ради Аллаха. Это тот общий принцип, который не понимают те, кто попадет в ад, но лживо заявляет, что является избранником Аллаха и стоит над всеми. И они еще надеются жить на земле тысячи лет. Давайте напомним себе и заставим этих глупцов понять, объясним им причины, которые заставляют людей предпочесть смерть жизни в унижении, предпочтя встречу с Аллахом после великих деяний и после самопожертвования ради него".

Очарование смертью - лейтмотив общения имама с верующими. Я приведу несколько характерных примеров из его пятничной проповеди за месяц до ареста. "Аллах создал этот мир как широкие врата, ведущие к славе в другой жизни, для тех, кто верит, и те, кто верит, понимают это. Этот мир - врата к будущей жизни, и смерть - туннель, который ведет в рай, или туннель, который ведет в ад. И они хотят выбрать туннель, который ведет в рай. Вот в этом и состоит суть самопожертвования, как они ее понимают. Они не первые пошли этой дорогой. По ней прошли пророки и праведные".

Смерть, по Абу Хамзе, оправданна и обоснованна, в одной из своих проповедей он говорил: "Вот пример Абу Дарра (одного из соратников Пророка Мухаммада. - "НГР"). Он - один из тех, кто на вопрос, что он любит больше всего в жизни, ответил: "Я люблю смерть". Он сказал: "Я люблю болезнь, я люблю голод, и я люблю смерть". Пророк спросил его: "Почему ты любишь то, что остальные по природе своей ненавидят, Абу Дарр?" И он ответил: "Я люблю голод, потому что, когда я голоден, мое сердце становится мягче; я люблю болезнь, потому что, когда я болен, я меньше грешу; и я люблю смерть, потому что, когда я умру, я встречу моего Господа". Обратите внимание на эти идеи и обратите внимание на те искаженные идеи, которые неверные пытаются вбить в нас по сей день, как они вбили их в себя, потеряв и свою нынешнюю жизнь, и жизнь будущую".

И еще - намного более дерзкий призыв Абу Хамзы, обращенный к своим последователям: "Не разрушайте себя, читайте Коран, понимайте его идеалы. Живите в этом мире так, чтобы унаследовать рай, чтобы быть в числе благословенных, чтобы быть шахидами, чтобы быть с праведными и пророками".

Имам не раз выступал с весьма конкретными рекомендациями, что надо делать террористическим группам. Например, в 1999-м он призвал своих сторонников поддержать войну в Чечне и напасть на российских журналистов, которые в то время еще работали в республике. А за год до этого на сайте "Сторонники шариата" был размещен призыв записываться в "исламский лагерь". Уточнялось, что в лагере будет преподаваться военная подготовка, развитие системы самообороны, боевые искусства и борьба, чтение карт и так далее. Реклама лагеря в интернете была украшена картинкой ручной гранаты. Занятия в лагере начались уже в декабре 1998-го. В них приняли участие 30 молодых людей. Абу Хамза объяснил газете "Christian Science Monitor", что молодые люди отвлеклись таким образом от рождественской вакханалии.

Основной фигурант в деле по угону самолетов 11 сентября 2001 г. - Мухаммед Атта - перед совершением теракта провел какое-то время в мечети Абу Хамзы в Лондоне. Вполне вероятно, что шейх знал о готовящемся нападении. Почти сразу же после терактов 11 сентября он выступил с заявлением на сайте "Радикал": "Я не поощряю того, что случилось, но я не стал бы осуждать это, потому что я еще не знаю, кто это сделал. Если кто-то сделал это ради земных благ или политической выгоды, тогда это явно дешевая цель. Но если кто-то сделал это из-за того, что люди в отчаянии и их жизнь под угрозой, тогда это цель благородная. Тогда люди, которые совершили это нападение, - мученики. Мученичество и самопожертвование - наивысшая форма джихада. Если ты живешь ради Аллаха, то пожертвовать своей жизнью ради него - наивысшее выражение веры".

Как утверждает газета "La Repubblica", в конце июня 2001 года итальянскими спецслужбами был раскрыт план покушения на президента Буша во время встречи "большой восьмерки" в Генуе. Этот план разрабатывался в мечети в Финсберри-парке. Абу Хамза предложил тогда использовать для теракта самолеты. Итальянские спецслужбы сочли этот план несерьезным, поскольку он казался им слишком сложным для исполнения. Сейчас мы, к сожалению, видим, что для террористов ничего невозможного нет.

Ирина Лагунина

"НГ-Религии"

1 сентября 2004 г.

Статья подготовлена по материалам программы Радио "Свобода" "После 11 сентября".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования