Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Социальная концепция иудаизма. Интервью с председателем Конгресса еврейских религиозных общин России З. Коганом


Вслед за православными и мусульманами российские иудеи разработали собственную социальную концепцию, в которой изложен взгляд еврейской общины на наиболее важные аспекты современной жизни. Что это за документ и какую роль он должен сыграть в жизни современного иудея, рассказал нашему корреспонденту председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России Зиновий Коган.

- Зиновий Львович, расскажите, пожалуйста, что это за документ такой - "Основы социальной концепции иудаизма в России"? 

- Это призыв к социально-активному и ответственному служению еврея, отражающему понимание российским еврейством тех процессов, которые происходят в современной России как в части мирового сообщества, а также ее места и роли в этих процессах.

"Основы" представляют собой первый опыт систематического изложения позиции современного традиционного иудаизма относительно насущных проблем сегодняшнего человека. Это также ответ на интерес к синагоге по мере возрастания ее активности в жизни страны. Религиозные евреи сознают свою долю ответственности за выбор пути, по которому пойдет Россия, и стремятся внести посильный вклад в решение духовных и социально значимых для всех россиян вопросов. Прежде всего это права и обязанности человека, семьи, ближних, соотечественников, человечества.

В этом документе излагается суть иудаизма, базовые положения по ряду общественно значимых проблем. Ведь религия - это часть жизни человека.

Основой иудаизма являются взаимоотношения между Богом и народом Израиля. Но было бы неправильно сводить понятие "иудаизм" только к этике и образу жизни, как если бы вера была бы чем-то случайным: на самом деле она играет большую роль в жизни человека. В еврейском понимании вера - это доверие. Это не столько набор догм, сколько жизненная установка, которая, будучи однажды принятой, служит основанием для действий.

Вера включает в себя моральные обязательства, послушание. Знаменитая фраза пророка Аввакума "Праведный своею верою жив будет" относится одновременно к вере в Бога и к морали, которая вытекает из веры. То, что происходит в исторической жизни еврейского народа, определяет природу и содержание иудаизма. Сущность иудаизма можно передать в одной фразе: "Не делай своему соседу то, что не хочешь, чтобы делали тебе".

Мы проповедуем нашу религию через действие. Это главный принцип иудаизма. Именно наша жизнь расскажет о величии нашей веры. Например: "Не враждуй на брата твоего в сердце твоем, не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя". Тут ближний рассматривается в буквальном смысле - это сосед. Это всегда актуально. Особенно в наше время. Это одна из важнейших заповедей, и сегодня она касается и Кавказа, и Закавказья, и Ближнего Востока, и каждого дома, и каждого подъезда.

Вот, например, как Господь сообщает о своей воле человечеству: "Если не я для себя, то кто для меня, и если я только для себя, то что есть я, и если не теперь, то когда?" Так Господь сообщает о своей воле человеку - действовать, не быть эгоистом.

Пророки - это те источники, из которых пополнялась река иудаизма. Вот, скажем, пророк Осия говорил о том, что сироты, вдовы и чужеземцы - все они объекты особого внимания Бога. Пророк подчеркивал, что есть вещи, на которые Он обращает особое внимание, и за нарушения по отношению к ним кара будет особенно жесткой. Вот о ком мы должны заботиться и в чем проявлять свою религиозность: любить чужеземца, как самого себя. Это очень трудно.

Пророк Исайя умоляет народ свой отвратить от себя Божье возмездие и обращается к нему с такими словами: "Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей моих, перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову". И каждый год на Песах мы вспоминаем о том, что мы были пришельцами в Египте. Все мы были когда-то пришельцами, все, кто сегодня живет где бы то ни было: в Америке или Израиле. Все они когда-то туда пришли, поэтому они должны об этом помнить и хорошо относиться к вновь прибывшим. Все это - основы нашей веры.

- Значит, социальная концепция иудаизма - это приложение древних законов к сегодняшней ситуации?

- В иудаизме существуют правовые обычаи, которые называются "Галаха". С ее помощью раввины пытаются направлять жизнь еврейского народа, чтобы он строил общество и служил Богу теми способами, которые вытекают из опыта и традиции. Но в этих законах раввины видят и перспективы на будущее. Традиция - это не только опыт в религиозной истории евреев, но и развивающаяся энергия, которая продолжает жить в иудаизме, как будто некая невидимая сила. Традиция - это живая душа иудаизма. Традиция - как откровение, как духовная энергия, которая всегда действует, как высшая власть, которая исходит не от человека. Традиция - это эманация Божественного Духа.

В число традиционных обязанностей еврея входят создание еврейской семьи, изучение Торы, личная и общественная молитва, соблюдение Субботы и Святых дней. Сегодня существует ортодоксальный и неортодоксальный иудаизм. В неортодоксальном иудаизме женщина считается религиозно равной мужчине. Она имеет право на те же привилегии и несет ту же самую ответственность, будь то в синагоге или дома. Первая из 613 заповедей иудаизма - "Плодитесь и размножайтесь" - относится и к женщинам, и к мужчинам, так как, согласитесь, мужчина сам по себе размножаться не может! Хотя сейчас вроде что-то намечается, но пока...

- Да, пока еще без женщин в этом деле обойтись невозможно...

- Я хотел бы подчеркнуть роль женщины в иудаизме. Именно женщина определяет духовный характер дома. Именно к матери чаще всего обращаются со своими вопросами дети. Степень материнской веры, ее сила и убежденность играет роль в формировании будущих поколений. Об этом тоже много сказано в "Основах социальной концепции иудаизма".

Также там много сказано о законах питания - кашруте. Это тоже очень важно в жизни общества. В книге "Левит" Бог говорит: "Я Господь ваш, который отделил вас от всех народов, отличайте скот чистый от нечистого и пищу чистую от нечистой и не оскверняйте души ваши". Это как форма для родов войск. Евреи не должны есть свинины не потому, что она плохая, говорят, это очень нежное и вкусное мясо, а потому, что они должны отличаться от других народов. Многие народы едет, а евреям нельзя. Еще есть заповедь "Не вари козленка в молоке матери его". Она означает не мешать мясное с молочным. Это одна из самых сложных и закрытых заповедей, ее очень трудно объяснить, но скорее всего Бог дал нам такую заповедь, чтобы народ не растворился и не исчез.

Такую же цель преследует социальная концепция иудаизма. Если мы, евреи, хотим сохранить себя как народ, мы должны определить свое место в современном мире. Мы должны иметь четкую позицию по тем основополагающим вопросам, которые возникают перед человеком на всем протяжении его жизни. В нашей концепции говорится о и кашруте, и об образовании детей, и главное - о том, что религиозная и мирская деятельность не должна разграничиваться! Синагога - это не только место для молитвы, это и музыкальный клуб, и воскресная школа, и благотворительность. Причем мы не должны помогать только евреям. Посмотрите, как много сейчас людей, нуждающихся в помощи! И мы обязаны помогать всем, кому можем.

- Зиновий Львович, а в других странах есть что-нибудь подобное "Основам социальной концепции иудаизма"?

- Насколько я знаю, нет. Это наше, российское ноу-хау. Мы надеемся, что социальная концепция иудаизма станет не академическим, а практическим документом. Она поможет улучшить отношения между иудеями и представителями других конфессий, прежде всего с Русской Православной Церковью и мусульманами. Ведь дорога к Богу не одна, их много. Слава творения заключается в том, что Единый Бог в небесах создает разнообразие и множественность здесь, на Земле. И сама наша человечность заключается в нашем различии, в том, что каждый из нас уникален и незаменим.

Еврейская Библия начинается с истории создания первого человека - Адама. И именно этому событию посвящен еврейский Новый год - Рош ха-Шана. Поэтому мне хотелось бы поздравить всех читателей вашей газеты с днем рождения Адама.

Юлия Глезарова

"НГ-Религии"

1 сентября 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования