Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЭХО": Рафик Алиев: "Никто не должен иметь доступ в сознание наших граждан"


Председатель Госкомитета по работе с религиозными образованиями считает, что государство не может проявлять равнодушие к тому, что некоторые деятели стремятся принять активное участие в формировании общественного сознания

Глава офиса религиозной свободы госдепартамента США в своем недавнем выступлении раскритиковал действия азербайджанских властей в отношении общины мечети "Джума". Председатель Госкомитета по работе с религиозными образованиями Рафик Алиев, отвечая на вопрос "Эхо", заявил, что не имел намерений каким-либо образом реагировать на выступление Джона Ханфорда, "поскольку оно является одним из на редкость бездоказательных и безответственных заявлений, касающихся искусственно созданных проблем, связанных с мечетью "Джума", расположенной на территории историко-архитектурного заповедника Ичери шэхэр". Однако, как с сожалением отмечает Р.Алиев, СМИ Азербайджана восприняли эти высказывания как позицию государственного департамента США, "и я вынужден вкратце прояснить ситуацию".

- Насколько правомочны претензии членов общины на независимость от Управления мусульман Кавказа?

- Господин Ханфорд заявляет, что якобы "власти Азербайджана захватили мечеть". В Азербайджане мечети находятся на балансе государства, а мечеть "Джума" в Ичери шэхэр, как исторический памятник, вообще является собственностью государства, осуществляющего ее охрану. В таком случае мне непонятно, о каком "захвате" ведет речь представитель госдепартамента.

Господин Ханфорд "требует" (а не просит, как это принято в цивилизованных странах) "возвратить" общину в мечеть, а также создать условия для ее "независимой" от Управления мусульман Кавказа деятельности и избрания своего лидера - имама. Данное "требование" господина Ханфорда демонстрирует его полную неосведомленность о существующей ситуации и действующих законах страны, регулирующих функционирование религиозных общин.

В статьях 8 и 9 закона Азербайджанской Республики "О свободе вероисповедания" говорится: "В организационных вопросах все исламские религиозные образования подчиняются УМК.., объединяются вокруг своего исторического центра". Видимо, господин Ханфорд решил создать прецедент неподчинения закону и открыто проявляет свое неуважение к УМК как историческому центру мусульман Кавказа, что способствует не решению конфликта путем примирения и проявления уважения к закону, а усилению появившейся конфронтации между исламскими религиозными общинами Азербайджана.

Но интересно другое. Допустим, что господину Ханфорду из-за океана не очень четко видны основные "контуры" созданной проблемы, и он решил высказаться наугад, не желая отставать от своих коллег из некоторых международных организаций на Западе. О чем же думают некоторые наши СМИ, с заметным удовольствием "тиражируя" его заявление? Это вызывает большее недоумение и сожаление, нежели само содержание выступления господина Ханфорда.

- Почему, на ваш взгляд, в последнее время свободе религии или, точнее говоря, ее роли в обществе уделяется такое большое внимание?

- Все происходящее сегодня в мире имеет свое объяснение, и религия не является здесь исключением. Мне кажется, что борьба за доминирующую роль в общественном сознании людей представляет собой движущую силу нынешнего развития мира в целом. В общественном сознании существует место и для религии, и для национализма, а также других, менее важных компонентов: этатизма, ставящего превыше всего государственность (пример Турции времен Кемаля Ататюрка), национального шовинизма (гитлеровская Германия) и т.д. На сегодня в нашем обществе доминантой является не религия, а идея азербайджанизма, идея азербайджанской унитарной светской государственности. Когда говорят о религии, то речь идет, конечно, об исламе. Ислам и национализм по сути несовместимы. Борьба между ними ведется во всех арабских странах со второй половины XX века.

До распада СССР национализм доминировал во многих государствах арабского Востока, однако в течение последних десяти лет он утратил свое лидирующее положение и сразу же был оттеснен в сторону вышедшим в лидеры исламом. Смена политико-идеологических приоритетов крайне негативно сказалась на роли вышеуказанных стран в мировом сообществе. Отсутствие тесных взаимоотношений между исламистами и националистами временами приводит к гражданским войнам: пример Алжира говорит о многом. Сегодня, анализируя все это, мы становимся свидетелями роста значимости в Азербайджане обоих основных компонентов общественного сознания. В свете того, что происходило и происходит вокруг здания мечети "Джума" в Ичери шэхэр, хочется отметить следующее: несмотря на то, к чему мы привыкли, а также желание наших оппонентов внутри страны и за ее пределами навязать нам свое мнение, эта мечеть, - как и другие мечети и церкви, - на сегодня является не только местом молитв и поклонения Богу. Однако необходимо отметить, что в настоящее время в них формируется и активно развивается религиозное сознание наших граждан, и зачастую именно оно доминирует над национальным сознанием, претендуя на центральное место в общественном сознании. А общественное сознание, как известно, определяет все остальное, то есть и бытие, и образ жизни, и, самое главное, форму общественно-политического строя. Поэтому здания мечетей и церквей несут и огромную идеологическую нагрузку. Их нельзя сравнивать ни с обычными культурно-религиозными памятниками истории, ни со зданиями, часто называемыми "Божьими домами".

Согласно исламу, прототип "Божьего дома" находится только в Мекке, а все остальные мечети - это места, где мусульмане совершают молитвы и поклоняются Аллаху. Недаром слово "мечеть" происходит от арабского "саджада" ("поклоняться"). Хотелось бы, чтоб это было именно так.

Всем должно быть понятно, почему государство не может под лозунгом либерализма проявлять равнодушие к тому, что некоторые политические, да и религиозные деятели стремятся принять активное участие в формировании общественного сознания посредством культовых сооружений. Зная, что формируемое ныне общественное сознание может привести через десять лет и к изменению общественного строя, существующей системы власти и политических ориентиров, власть делает то, что она должна делать: отстаивает статус-кво сложившегося на сегодня общественного сознания, которое, главным образом, содержит в себе, по степени их значимости, три компонента: азербайджанизм, идею унитарной светской государственности и морально-этические ценности ислама. Любая попытка поменять местами эти составляющие вызывает вполне естественное беспокойство у власти, и она стремится этого не допустить.

Думаю, что все, - в том числе и наши оппоненты за рубежом, - должны с пониманием и уважением относиться к этому. Насколько нам известно, некоторые из них, - зачастую под прикрытием "уроков демократии" и "прав человека", - стремятся расшатать идеологические устои нашего общества. Многочисленные сторонники "деидеологизации" общества тоже составляют часть этого международного хора. На самом деле, как мне представляется, в мире не существует общества или страны без доминирующей идеологии.

Чтобы показать на практике, что означает равнодушие к вопросам формирования общественного сознания, приведу несколько примеров из недавней истории: В.И.Ленину понадобилось около 15 лет, Адольфу Гитлеру - 10 лет, Аятолле Хомейни - 20 лет, а Горбачеву - всего 5-6 лет для того, чтобы коренным образом изменить судьбы целых стран и народов. Каждая трансформация общественного сознания приводит к потрясениям в социуме, причем эти "удары" бывают разными. Долгое время мы считали, что Ленин принес счастье народам Российской империи, покончив с царизмом; немцы были счастливы, считая, что они являются Богом избранным народом, руководимым Гитлером; несколько миллионов иранцев с восторгом встретили Исламскую революцию имама Хомейни; большинство народов республик бывшего СССР были крайне довольны реформами Горбачева, который с помощью государств капиталистического Запада сумел быстрее всех изменить "направленность" общественного сознания населения огромной страны Советов.

Это лишь примеры без комментариев, и все они связаны с общественным сознанием, которое, по моему глубокому убеждению, должно быть святым и неприкосновенным делом каждого. Никто со стороны не должен иметь доступа в сознание наших граждан.

Н. Рамизоглу

"Эхо" (Баку), 31 июля 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования