Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЛЕНИНСКАЯ СМЕНА": В Дивеево запахло настоящими деньгами. «Нижегородский Иерусалим» хотят превратить в Рублевское шоссе Москвы!


Можно ли считать преступлением уничтожение самой идеи отшельничества и бескорыстного служения Господу Отцом нашим Серафимом Саровским?

Малое предприятие "Пропал без вести"  

Не так давно автору этих строк довелось услышать от знакомой дивеевчанки Оксаны Сучковой такую историю. Дивеево поселок небольшой, работать особо негде, а потому деятельность большинства местных жителей так или иначе связана с Серафимо-Дивеевским женским монастырем. В силу этого "светским" часто приходится контактировать с послушниками Божьей обители. Как-то Оксана разговорилась с монашкой - водительницей тамошней игуменьи. Внутренним чутьем она ощутила, что монастырская "шоферица" - дама не из простых. "Вроде как чувствую, есть у нее второе лицо...", - образно выразилась собеседница. "Спрашиваю ее в сокровенной беседе: "Как ты здесь оказалась, Ольга?" Она как-то сразу в лице преобразилась и с вызовом таким отвечает: "Да знаешь ли ты, что я коренная москвичка? В свое время я просто купалась в деньгах. У меня на каждом пальце было по кольцу с бриллиантом, а сто тысяч долларов были для меня не деньги..." "А что же привело тебя в монастырь?" "А у меня, подруга, дорогая, была альтернатива, либо идти сюда, либо идти в тюрягу..."

История "простой дивеевской послушницы" как нельзя более наглядно отражает положение вещей в монастырской жизни. Вы никогда не задумывались, как можно укрыться от преследования правоохранительных органов в нашей стране? Ответ не такой уж сложный: в монастыре. Церковь у нас отделена от государства, а потому Законы государства перестают действовать на границах монастырских земель и приходов. На первый взгляд этот тезис отдает нелепостью и средневековьем. Но реально это именно так...

Если бы Прокуратуре РФ разрешили провести "ревизию" во всех российских монастырях, а потом обнародовать данные, случилась бы сенсация, какой не было со времен перестроечных разоблачений Гдляна-Иванова. Нет, конечно, речь идет не о душегубах и насильниках. С ними главы монастырских общин ни за что не свяжутся. А вот людей, обманувших государство и по этой причине находящихся в бегах, там обнаружится немало. Монастырским государство "по фигу". Оно от них отделено. А потому преступником "мошенник в особо крупных размерах" не считается. Главное - откровенно рассказать все и покаяться. Тогда вам там отпустят грехи и дадут новое имя перед Богом. После этой стандартной монастырской процедуры вы исчезнете из светской жизни навсегда. И вас не обнаружит даже ФСБ с его сверхмощным агентурным аппаратом...

Да, забыл упомянуть главное, ваш духовный наставник при отпущении грехов слегка поинтересуется, на какую сумму вы "очистили" государство. А затем попросит вас немного поделиться с монастырем. Чем Бог послал. И сколько вы пожертвуете в пользу своей будущей обители, так вам и жить там. Если кусок, принесенный "на жертвенный алтарь", будет солидным, то дадут вам непыльную должность и нехлопотную работенку при начальстве. А, кроме того, будете жить в однокомнатной келье и питаться в пост не "травой-лебедой", а грибками, икоркой и разносольчиками всякими изысканными. Думаю, не открою Америки, если скажу, что даже в монастыре существует деление на рабов и патрициев. Первые занимаются каторжным трудом по двадцать часов в сутки и живут по десять человек в келье. Все зависит от того, с каким "куском" ты явился в монастырь...

 На автомобиле - от государства  

Вместе с тем, ничего нового в этом откровении нет. Епархия всегда была "государством в государстве". Всем известно и то, что монастырские никогда не чурались мирских ценностей. В советские времена, например, духовные отцы отказывались передвигаться на общественном транспорте. Главы даже не самых крутых приходов предпочитали "Волги" с тонированными стеклами и спецсвязью. При этом происхождение машин не имело большого значения. Она либо была, либо ее не было. Собственное авто - это была и "дистанция от государства", и внутрицерковная мода. И если поп приобрел авто задешево, не напрягая Епархию, это только приветствовалось. Помните фильм "Берегись автомобиля", когда Юрий Деточкин продает за полцены только что угнанную "Волгу" католическому священнику, которого сыграл Донатас Банионис. Этот эпизод появился в фильме не для красного словца. Так оно и было на самом деле. Ну какой бы гаишник осмелился остановить священнослужителя и начать сличать номера двигателя его авто? Такое даже в голову постовому не могло прийти. У водителей в рясе и прав-то никогда не спрашивали. Машина, попавшая в Епархию, растворялась там совершенно бесследно. Аки и любой человек... Однако это все была присказка. Сказка еще впереди.

 А удивительное-то - рядом!  

То, что происходит сегодня в Дивеево, лишний раз подтверждает, что внутренняя политика церкви со времен средневековья изменилась мало. Погоня за "золотым тельцом" всегда входила в перечень наиболее важных дел Епархии. Вспомните фильм "День святого Йоргена". Несмотря на злую иронию и гротеск, фильм во многом сопоставим с той деловой суетой, которая развернулась нынче в Дивеево.

Сказать о том, что дивеевский бизнес можно оценить как суперрентабельный, значит не сказать ничего. Там сегодня продается абсолютно все: камушки из источника, ключевая вода, атрибуты с символикой Дивеева, бумажные иконки с ликом Отца Серафима, четки, выполненные из окрестной древесины, хлопчатобумажные рубашки для купания в святых источниках и еще много дешевой всячины, цена которой на порядок превышает реальную себестоимость. Паломники сметают с лотков все, на что хватает денег. На площадке у Святого источника Серафима Саровского день и ночь жарятся шашлыки, разливаются по пластиковым стаканам медовые вина. На территории Свято-Троицкого монастыря, замощенной бельгийской брусчаткой, через каждые пять метров красуются щиты с суровой надписью: "Проведение экскурсий не сотрудниками монастыря категорически запрещено!" Не иначе, если сболтнешь чего лишнего туристам, появятся бородатые монахи в камуфляже и препроводят в монастырскую темницу для дачи объяснений и последующего наложения административного штрафа...

Короче, жизнь бурлит, деньга течет рекой. Вместе с тем имеется в монастыре и другой уровень сервиса. А именно пятизвездный православный отель "Дивеево", сутки в котором обойдутся вам в полторы тысячи рубликов. Вокруг этого отеля ночью скапливается множество джипов с московскими номерами. А под утро из отеля выпархивают монашки в шелковых рясах и сотовыми телефонами, увлекая за собой шлейф дорогих французских духов, садятся в эти джипы и убывают обратно в столицу. Словом, в Дивеево сегодня запахло очень большими деньгами.

 Издержки церковного капитализма  

А кто же там управляет ситуацией? Кому перетекают в карман паломнические гроши? Парадокс заключается в том, что Дивеевский район сегодня превратился в некую "оффшорную церковную зону", неподвластную ни Нижегородской епархии, ни священному Синоду. В свое время здесь самоорганизовалась некая "церковно-монастырская" группа, которая в настоящий момент абсолютно вышла из-под контроля епархии и стала совершенно самостоятельной. Пожалуй, она управляется только единственной силой - деньгами из Москвы.

А в качестве финансового наставника "Дивеевская церковно-монастырская группировка" воспринимает исключительно госпожу Батурину - супругу московского градоначальника Лужкова.

Впрочем, мирская поговорка, что аппетит приходит во время еды, отнюдь не чужда "дивеевскому церковному братству". Святые отцы мечтают выйти на новые орбиты бизнеса. Именно поэтому Елена Батурина оказалась в центре их внимания.

Те паломники, которые сейчас кучкуются в Дивеево, на самом деле являются "голью перекатной". С них много денег не выбьешь. Но есть птицы полетом повыше. Например, миллионер Дерипаска, которому месяц назад "дивеевские пастыри" сделали приятное: помогли снять статус "заповедника" с уголка дикого леса, где аллюминевый король задумал построить себе дачку (мы об этом писали в прошлом номере). По некоторым данным эта услуга обошлась олигарху совсем недорого - в тридцать пять тысяч баксов. Или госпожа Батурина, которая очень хочет заполучить в личную собственность источник минеральной воды "Сарова". "Дивеевские настоятели" ведут переговоры с мелкими акционерами, но пока безрезультатно. Они отказываются продавать прибыльный бизнес Батуриной. Тем временем столичная бизнес-леди подложила владельцам "Саровы" "свинью". При помощи мужа, Лужкова, она ввела запрет на продажу воды "Сарова" в Москве и Санкт-Петербурге.

Таким образом, за источник развернулась настоящая война, в которой "дивеевская церковная мафия" может сорвать колоссальные деньги. Вот это уже будет настоящий бизнес!

 В качестве эпилога  

В свое время Карл Маркс достаточно точно вывел формулу капитализма: если прибавочная стоимость составляет триста процентов, то нет такого преступления, на который не пойдет капитал ради ее получения. К сказанному много не добавишь. Остается разве что слегка пополемизировать на предмет того, можно ли считать преступлением уничтожение самой идеи отшелничества и бескорыстного служения Господу Отцом нашим Серафимом Саровским? Можно ли осуждать падких до искушений людей, мечтающих превратить Святые места во второе Рублевское шоссе? Стоит ли превращать "Саровскую пустынь" в зону, где будут отдыхать только супербогатые люди, мечтающие и на небесах занять места получше?

Пока все эти вопросы остаются без ответа...

Вениамин Сметов

"Ленинская смена" (Нижний Новгород), 29 июля - 4 августа 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования