Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЗЕРКАЛО": Суфийский балет Алима Гасымова. Великий экспериментатор от мугама провел совместный проект с Али-Рзой Зарифи


"Дух огня! Начни игру - нам не начать без тебя! Пламя в языках ритуального танца закружила степь. Взойди огнями новых костров, взойди мечом поборов - Мы ждем, мы ждем сигнал к началу дня!"

(К.Кинчев, "Театр теней")

Он доказал, что мы - живы! Если мугам - душа нашей нации, то он действительно сумел это доказать. Потому что неоспоримым признаком жизни является ее развитие. До Алима Гасымова мугам считался искусством застывшим, принявшим свои окончательные формы и уже не претерпевающим никаких изменений. И только его талант и смелость, бросившие его под перекрестный огонь критики консерваторов, доказали нам всем, что душа нашей нации жива и развивается, и развитие это - вечно.
Состоявшаяся на этой неделе закрытая презентация нового, совместного проекта Алима Гасымова и канадского хореографа и танцора азербайджанского происхождения Али-Рзы Зарифи стала еще одним аргументом в этом бесконечном процессе доказательства жизни. Проект был представлен довольно узкому кругу специалистов и любителей альтернативного творчества Алима Гасымова на сцене ТЮЗа и представлял собой органичный синтез суфийского танца, известного так же, как "Мевлане", под аккомпанемент различных мугамных теснифов в исполнении коллектива Алима Гасымова.

Сценическое решение проекта было выполнено в духе минимализма, присущего всей философии суфизма: на черной сцене, во тьме, пел Алим и работали музыканты, в то время как в луче единственного прожектора, прямо направленного вниз, в правильном круге света танцевал... нет - возносил молитву танцор Али-Рза Зарифи. Как впоследствии сказал сам хореограф и танцор, он не дублировал широко известные танцы "Мевлане", но элементами суфийских танцевальных мистерий пытался поставить танец, в котором нашла бы отражение вся человеческая жизнь - от начала и до ее конца. Но, если исходить из той же суфийской философии: что есть жизнь, как не молитва Создателю Мироздания - и потому даже этот танец стал своего рода показателем прогресса в ставшем уже каноническим жанре "суфийских религиозных мистерий", в своей классической форме ежегодно демонстрируемых в Турции, Конье, где проводятся фестивали дервишей.

Кстати, Али-Рза Зарифи, являющийся по происхождению азербайджанцем, рожденным в Иране и в дальнейшем переехавшим в Канаду, долгое время жил в Турции, где изучал анатолийскую школу суфиев. В танце Али-Рзы Зарифи чувствовались не только импрессия и артистизм настоящего танцора, но и великолепная школа грамотного и истинного артиста этого дела. Каждым пируэтом, каждым па, великолепной пластикой и движениями, складывающимися в великолепную гармонию танца, он буквально завораживал собравшихся в зале ТЮЗа зрителей, заставляя их медитировать вместе с ним и Алимом.

Отдельно следует отметить стихотворный ряд, подобранный Алимом Гасымовым для мугамных композиций, исполняемых в этом спектакле. Да, это был именно спектакль, гармонично и грамотно решенный как по форме, так и по содержанию. Стихи звучали в унисон не только с музыкой и танцем, но и создаваемой магической атмосферой в зале и на сцене. Рождение под удары барабана-сердца, вознесение к небесам под диалоги инструментов, плач и смех кяманчи и тара, как эмоции в жизни человеческой, и последующее возвращение к земле были представлены в этом произведении как авторское видение двух талантливых философов от искусства всей человеческой жизни.

После сценического действа Алим Гасымов и Али-Рза Зарифи провели импровизированное обсуждение с собравшимися на своем проекте. К сожалению, из попыток настоящего диспута и аналитики все это вылилось в традиционные благодарственные речи, дифирамбы, сдобренные пафосом и попытками демонстрации близких личных отношений с Алимом. Но это не испортило общего впечатления от проекта, подарившего многим ощущение Нового Знания.
То, что подобный проект состоялся, есть совершенно естественное продолжение всей экспериментаторской деятельности Алима Гасымова, уже два года как работающего в творческой группе, разрабатывающей первый в истории мирового искусства мугам-балет. Теперь он представил нам балет суфийский, продемонстрировав новую грань своего таланта, гибкого, как тело танцора с огнем, и широкого, как возможности мугама. Он стал тем духом огня, что должен призвать в Страну огней начало Нового Дня. Знанием того, что мы - живы...

Joker

"Зеркало", 23 июля 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования