Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА": Закон Божий по выбору. Преподавание основ православной культуры: продолжаем дискуссию


"РГ" продолжает дискуссию на тему преподавания истории религий и основ православной культуры в школе. "Религиозная карта" страны сегодня выглядит так. По данным опросов фонда "Общественное мнение", 58 процентов опрошенных относят себя к православному вероисповеданию, 31 - к атеистам, 2 - к другим христианским конфессиям, включая протестантов и католиков, 5 процентов - к мусульманам, 1 процент - к другим религиозным конфессиям, и только 4 процента затрудняются с ответом. С учетом этих социологических данных вопрос о преподавании основ православной культуры в школе приобретает другое звучание: 58 процентов, считающих себя православными верующими, имеют право на то, чтобы их дети изучали основы православной культуры или нет? Сегодня эту проблему мы обсуждаем с заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиереем Всеволодом Чаплиным.

- Отец Всеволод, почему, на ваш взгляд, нужно преподавать в школе основы православной культуры?

- Общество, передающее через школу только некую сумму рациональных знаний, в конце концов оказывается в духовном вакууме. В вакууме ценностей. Этот мировоззренческий вакуум не дает подняться ни экономике, ни политике, ни государству. Даже на Западе, откуда к нам пришла эта идеология, стали понимать, что утрированный рационализм и отказ от воспитания мировоззрения в школе, ведет общество к краху. На конференции "Религия и образование", созванной комиссаром Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблесом весной этого года, был сделан следующий вывод: "Общество в настоящее время подорвано недостатком знаний в области культуры, что особенно заметно среди молодежи Европы и чревато нежелательными последствиями. С ростом секуляризации религиозные институты перестали передавать религиозную культуру новым поколениям, что привело к разрушению традиций и передачи этих знаний... Сейчас мы стали свидетелями общего упадка нашего культурного уровня". Конференция признала необходимость "развивать понимание нашего культурного наследия, неотъемлемую часть которого составляют религии. Только один институт способен справиться с этой задачей. Это наши школы, общественные и частные".

И в таких странах, например, как Франция, которая долгие годы была в авангарде жесткого разделения религии и государственной школы, сейчас начинают понимать, что идеология общества, в котором все направлено на обслуживание чисто утилитарных нужд человека, потерпела историческое поражение. Она не может соревноваться с мощным вызовом ислама, блекнет перед сильной религиозной мотивацией политики в США.

- Почему тогда возникло такое сопротивление введению этого предмета, по крайней мере в светской прессе?

- Вокруг передачи в школе положительных знаний о религии действительно идет самый невероятный информационный шум, очень часто малокомпетентный. Мне в первую очередь хотелось бы всех успокоить: никто в церкви не призывает к тому, чтобы основы православной культуры преподавались всем в обязательном порядке. Они вполне могут стать предметом по выбору.

- Это то же самое, что факультатив?

- Нет, есть определенная разница: факультатив вне сетки часов, а предмет по выбору - в сетке. Он может назначаться регионом или школой. Предлагается несколько занятий на выбор, например, основы православной культуры, основы исламской культуры, для неверующих - основы светской этики.

- Это не приведет к мировоззренческим конфликтам?

- Когда нам говорят, что преподавание положительных знаний о религиях в школе приведет к мировоззренческому конфликту, - это лукавый аргумент тех, кто старается любой ценой не допустить этого. В подавляющем большинстве западных стран, за отдельными исключениями вроде Франции, разные религии преподаются в школах на выбор за государственный счет. Даже в таких странах, как Румыния и Сербия, недавно переживших сильнейшие конфликты, введено преподавание нескольких религий на выбор или светской этики, и ни к каким межрелигиозным конфликтам это не привело.

- Но школе удобно материалистическое мировоззрение?

- Попытка сохранить в школе монопольный диктат материалистического мировоззрения - это анахронизм. Школа должна быть модифицирована так, чтобы приспособиться к мировоззрениям, исповедуемым в семье. Право родителей и детей на получение в школе образования в духе именно тех убеждений, которые исповедуются в семье, является международно признанным. В протоколе N 1 Конвенции Совета Европы "О защите прав человека и основных свобод" говорится следующее: "Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такое образование и обучение соответствовали их собственным религиозным и философским убеждениям". Похожая формулировка содержится и в Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религий или убеждений, принятой Генеральной Ассамблеей ООН и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Школа не имеет права не учитывать мировоззренческий выбор семьи и различия в этом выборе. И если в школу, например, приходит ребенок из верующей семьи, а таких семей у нас сейчас много, а ему говорят: "Библия - это миф", "все религии равноценны", "человек произошел от обезьяны", то такая мировоззренческая интерпретация религии является грубым нарушением прав ребенка на то, чтобы школьное образование соответствовало его убеждениям и убеждениям его родителей.

- Преподавание основ, наверное, удобно вести в частных школах?

- Да, нам постоянно говорят, что выход из этой ситуации в создании частных школ. Действительно, сейчас есть негосударственные православные гимназии и лицеи, которые дают образование в рамках государственного стандарта и религиозное воспитание. В Москве есть 8-10 таких школ, но все это обычно обеспечивается "движением души" богатого спонсора, "широким жестом" выделившего на такую школу большую сумму денег. Сегодня, к сожалению, частные школы, это в основном школы для богатых. Возможность прийти в такую школу и получить там знания о религии есть в лучшем случае у одного процента российских детей.

- Какую долю составляют церковные школы в западных странах?

- Иногда около половины. В дореволюционной России Церкви также принадлежала примерно половина школ.

- Что делается для того, чтобы обучение основам православной культуры, было качественным?

- Почему-то нам говорят, что нужны десятилетия, чтобы написать учебники, и столетия, чтобы найти преподавателей. Это все очень странно. Есть уже целый ряд учебников по основам православной культуры. Иногда ведутся споры вокруг каких-то их отдельных элементов. Споры, наверное, нужны, как и разумная доработка отдельных пособий. Но уверяю вас: хорошие учебные пособия есть. К тому же сейчас пишется несколько вариантов учебника "Религии в России". Я сам участвую в разработке одного из таких учебников, где рассказывается о разных религиозных традициях, их истории, основных терминах, общих патриотических и нравственных ценностях российских религиозных общин. Это, кстати, еще один вариант для предмета по выбору. Я сторонник того, чтобы ребенок имел знания об основных религиях России. Православному стоит знать хотя бы базовые понятия ислама, иудаизма, буддизма, а мусульманину - что собой представляют, например, те же кремлевские соборы, кому они посвящены, какое место занимает храм в жизни православного. Культурному человеку стоит разобраться в том, чем отличается раввин от митрополита, а имам от ламы.

- А кто будет преподавать?

- Конечно, не нужно возлагать преподавание на священников, потому что они обычно перегружены приходскими делами и у большинства из них нет педагогических знаний и опыта. Есть отдельные позитивные примеры, но это не общая картина. Но есть профессиональные педагоги, которые либо окончили Свято-Тихоновский богословский университет, либо отделения теологии в светских вузах (таких сейчас немало), либо курсы усовершенствования учителей. А тысячи педагогов уже преподают этот предмет, например, в Белгородской, Курской, Смоленской областях.

При этом почему-то эта тема все время окарикатуривается: нечесаный, немытый поп каждую неделю сгоняет указкой учеников на уроки православного фундаментализма и в течение 45 минут, поколачивая их указкой, на полурусском-полуславянском языке мракобесно призывает "бить католиков и инородцев".

- Что для вас самое главное в общественной дискуссии на эту тему?

- По-моему, не нужно никакого фундаментализма - как религиозного, так и гуманистического, рационалистического. Попытки заменить традиционные ценности идеей вседозволенности, идеалы самопожертвования, патриотизма и самоограничения - идеями комфорта, стяжательства, половой распущенности мировоззренчески отнюдь не нейтральны. Когда появились программы валеологии, полового воспитания и им подобные, стало ясно, что кто-то из чиновников или идеологов образования опять решил создать нового человека. Но содержание образования должно определяться не создателями нового человека, а реальными запросами общества.

Конечно, школа должна была освободиться от советской косности, конечно, надо было многое менять. Но без традиционных ценностей, без воспитания, без нравственного просвещения общество гибнет. И тогда не нужно удивляться, что растут наркомания, мировоззренческая опустошенность, детская преступность и экстремистские движения.

В школе идет борьба за человека, за будущее России. По-моему, школа и СМИ - два главных поля этой борьбы сегодня.

Когда встает вопрос о воспитании чистых отношений между людьми, любви к Родине, почему-то раздаются окрики со стороны некоторых чиновников, журналистов, общественных деятелей: вы гоните общество в Средневековье!

Не знаю, может быть, те, кто это говорит, надеются, что их собственные дети смогут отучиться в хороших школах на Западе и их не коснется пагубный дух, который насаждается в нашем обществе. Но если нигилизм возобладает, от него в столь взаимозависимом мире никуда не спрячешься - ни в частный пансион, ни в эмиграцию.

Поэтому от ответа на вопрос: "Будут ли в нашей школе передаваться нравственные ценности?" в значительной степени зависит ответ на вопрос: "Будет ли Россия мирной и достойно живущей страной?"

Елена Яковлева

"Российская газета", 29 июля 2004

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования