Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ZENIT ": Испытания христианства в наши дни - с точки зрения богослова Рауля Мартинеса


Интервью с испанским католическим богословом, автором книги "Десять вызовов современной культуры христианству", о. Раулем Мартинесом (Raúl Berzosa Martínez)

О. Рауль - заместитель генерального викария, ответственный за душепастырскую деятельность в г. Бургос. Он также является профессором многих школ католической теологии в Северной Испании. В своем труде священник анализирует десять, по его мнению, главных вызовов христианству - приход нового тысячелетия, образование единой Европы, постомодернизм, глобализацию, неоязычество, новые технологии, эволюцию человечества, различные проявления Нью-Эйдж, межрелигиозный диалог и экологию. В связи с выходом книги о. Рауль Мартинес дал интервью католическому интернет-агентству "Zenit".

Вопрос. О.Рауль, как по вашему, мы сейчас живем в эпоху благодати?

О.Рауль. Да, и я полностью уверен в этом. И не только потому, что на рубеже веков Святой Дух послал Церкви и человечеству выдающихся деятелей..., но также и потому что сегодня мы столкнулись лицом к лицу с серьезнейшими вызовами нашего времени и это наставляет нас, христиан - как общины, так и отдельных людей - на путь очищения и обновления, возвращения к изначальной христианской идентичности. Более чем когда-либо ранее, мы призваны ныне провозглашать Христа с помощью свежего и реалистичного взгляда на мир.

В. Как можно решить вопрос "гуманизации технологий"?

О.Р.Только через гуманизацию тех мужчин и женщин, которые используют эти технологии. Ведь технологии - лишь средство, а не цель.

Возьмем, к примеру, мир киберкультуры. Возможности информпространства, коммуникаций, равно как и выдающиеся открытия в области генной инженерии могут вывести нас как к свету, так и погрузить в кромешную тьму. Все заивисит от того, как мы программируем наши компьютеры, и какие действия с ними производим. Поэтому внимание надо сосредоточить на том, что человек держит в своей душе. Все страдания современного человечества происходят не из-за несовершенства технологий, но от антропологической и этической "недостаточности".

Я как-то попытался выразить эту мысль в стихоподобной форме: "Я оглядел чудесную машину со всех сторон, полный чувства гордости и без капли страха. Какой-то технико-мистический экстаз пронзил меня всего, от пят до глаз. Теперь я знаю, почему чудесная машина не скажет никогда не имени своего, не Всевышнего Господина. Ни сердца, ни плоти - у нее нет ничего, и ей не высказать имен - ни своего, ни Твоего.."

В. От поэзии перейдем к проблеме бедности. Как Вы считаете, жизнь в бедности - это признак христианской идентичности?

О.Р. Ответ будет такой же как и предыдущий. Бедность это средство, инструмент, но не цель.

Подлинно христианское понимание свободы имеет три такие характерные черты - свобода "от" привязанностей, с целью "жить" ценностями, и "с" братьями по вере. Если бедность не способствует тому, чтобы освободить человека от духовных тяжестей, не помогает ему жить в согласии с ближними своими, и не делает главными для него сокровищами Господа и Его Евангелие, то такая бедность становится тиранией для человека. Поэтому для нас сегодня очень важен опыт "святой бедности", аутентичными носителями которого являются многие выдающиеся личности и общины нашей Церкви.

В. Церковь в сегодняшнем мире - это живое и непосредственное присутствие в нем, или некая отстраненность, дело заступничества за мир дольный пред миром горним?

O.P. Заступническое присутствие, и присутствующее заступничество. И вопрос об однозначном выборе между этими двумя не стоит.

Чтобы быть понятнее, попытаюсь пояснить на примере. Что более важно в деле публичного просвещения. Католические школы как форма институционального присутствия в обществе, или католики, как живое связующее звено двух реальностей. .

Не может быть другого ответа на этот вопрос, кроме того, который дал Папа во время известной Лоретанской встречи 1985 года. Людям нужны обе эти реальности. Одинаково важны "как христианство заступничества", где ключевым понятием является духовное борение, и "христианство присутствия", где главное - живая община верных.

В. И как же церковь встречает вызовы "грядущей культуры"?

О.Р. Это вопрос не об изобретении некоей "новой" церкви, но об обращении к исконным принципамхристианской традиции, как об этом говорится в документах II Ватиканского собора и в энцикликах Святейшего Отца Иоанна Павла II "Novo Millenio ineunte" и "Ecclesia in Europe".

Эти принципы проходят красной нитью от Иисуса через Пятидесятницу, церковь времен Деяний Апостольских. Они суть следующие: Апостольская Церковь, молящаяся и ведущая диалог, миссия которой заключена в таинстве св. евхаристии, живое Тело Христово, Храм Духа Святого, полный благодатей, Церковь назидающая, Церковь служащая, Церковь-защитница прав и достоинств человеческой личности, зодчий мира и подлинной человеческой солидарности. Сейчас как никогда мы нуждаемся в воистину живых общинах христиан, способных реально стать средой их возрастания и укрепления в вере.

И я осмелюсь попросить Духа Святого, чтобы он дал каждому христианину компас для плавания по волнам этой бурной жизни. И пусть стрелки его указывают четыре направления:на символическом "севере" - страстная любовь Христа к человечеству,на "юге" - живая церковная общность, на "востоке" - духовный опыт и постоянное возрастание в вере, а на "западе" - евангелизация всех сфер окружающей природной среды и человеческой культуры.

Zenit.org, 25 июля 2004

Перевод Портала-Credo.Ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования