Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КУЛЬТУРА": И каждый кинул в него камень. "Апостол Павел" Иона Друцэ. Творческое объединение "Дуэт"


Репертуар Творческого объединения "Дуэт" (детище продюсера Сергея Сенина) до недавнего времени состоял из мюзикла "Бюро счастья" и комедий "Не отрекаются любя", "Дама ждет, кларнет играет", "Случайное счастье милиционера Пешкина": излюбленный зрителями жанр делал неплохую кассу. Поэтому появление в афише "Дуэта" такого автора, как Ион Друцэ, и его пьесы "Апостол Павел" произвело неожиданный эффект, а многих повергло и в некоторое замешательство: автор – классик советской драматургии, пьеса написана явно на библейские темы, а жанр – христианская эпопея – вроде бы никак не работает на коммерческий успех мероприятия. Однако вопреки неутешительным прогнозам спектакль все же состоялся.

"Апостола Павла" можно назвать как угодно – миссией, акцией, демонстрацией, даже эпатажем. Он уже начал свою нелегкую жизнь в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

На сцену неторопливо, просто и сосредоточенно выходят актеры – Виктор Гвоздицкий (Апостол Павел), Роман Мадянов (Дак), Павел Любимцев (Эллин), Светлана Чуйкина (Женщина), Александр Ильин (Скиф), Виктор Карпенко (Финикиец), Константин Милованов (Варвар). Они не спеша облачаются в подобие одежд своих героев – нет ни исторической достоверности, ни театральной напыщенности, лишь некоторые атрибуты, говорящие о действующих лицах самое важное. Все занимают свои места, история начинается.

Сюжет "Апостола Павла" не имеет прямого отношения к библейскому. Он как чаша, наполненная до краев мудростью человека, прожившего большую и сложную жизнь. Героями пьесы Друцэ стали просто люди, один из которых Воин, другой – Хлебопашец, третий – Философ, есть и Хозяин, и Раб, и Жрица любви, и ученик Христа. Все они живут на маленьком клочке земли. Все озабочены своими проблемами. Но если Финикиец, Скиф, Варвар и другие думают о том, как жить и выжить самим, то Апостол озадачен другим – как жить и как выжить всем вместе. Конечно, Ион Друцэ написал притчу о человечестве, а вернее, о людях, что живут на земле так долго и так несчастливо, и не потому, что их преследуют беды, причины которых им не известны. Вовсе нет. Друцэ сочинил пьесу о том, как люди сами являются и причиной, и следствием своих несчастий. Ведь им нет никакого дела до того, кто рядом, они не хотят слышать и слушать, у каждого из них своя правда, они враждебны и немилосердны, они страдают от одиночества и боятся в этом признаться, они предают, не задумываясь, и готовы пожертвовать счастьем всего мира ради собственного минутного удовольствия. Конечно, труд апостола Павла дал свои плоды, и люди объединились, забыв о том, кто раб, а кто господин, кто воин, а кто философ. Но объединение их было недолгим. Воинствующий индивидуализм взял верх, и они устыдились лучшего в себе, отдав предпочтение худшему. В эпилоге мы узнаем, что каждый, кого он спасал, с кем сидел за одним столом, пил вино и ел хлеб, каждый кинул в него камень. И не потому, что его заставили, – просто так легче. Павел в притче Иона Друцэ изначально обречен. И Виктор Гвоздицкий играет именно обреченность своего героя – человека, глубоко и тяжело переживающего и свою правоту, и свое бессилие изменить мир, который никак не может и не хочет понять, что сам является причиной своего несовершенства.

Для "Апостола Павла" художник спектакля Алексей Порай-Кошиц создал странную и страшную металлическую конструкцию. В ней, как в огромной железной клетке, расположились герои, каждый на своем месте. Клетка словно внешнее выражение внутренней несвободы персонажей Друцэ, которая сильнее каждого их них. В глубине этого железного изваяния и исчезнет Апостол Павел, пытавшийся, но так и не сумевший вернуть человечеству Человека, а значит, вернуть людям их Веру, их Надежду и их Любовь.

Спектакль "Апостол Павел" ожидает нелегкая судьба. Но даже если век его по театральным меркам будет не слишком долог, он свою задачу уже выполнил. Кто-то посчитает, что появление такого спектакля – это некая миссия. Кто-то увидит в нем веяние времени. Кто-то примет его за эпатаж. Пусть каждый останется при своем мнении, главное, что "Апостол Павел", возникший в театральном объединении "Дуэт", никого не оставил равнодушным. А это уже гораздо больше, чем те скромные задачи, в которых так часто упрекают падчерицу российского театра – отечественную антрепризу.

Жанна Филатова

"Культура", 22-28 июля 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования