Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"DAILY TIMES" (ПАКИСТАН): Судьба мусульманского реформизма сегодня


Парадокс ситуации состоит именно в том, что реформистские тенденции в исламе вызывают тенденцию к возвращению к "пуританским" нормам изначального ислама. Исламским консерваторам совершенно не нужны модные идеи соединения принципов просвещения с исламской доктриной, поскольку, по их мнению, это несовместимо с аутентичными исламскими ценностями.

"Конфликт цивилизаций", имеющий место между Западом и мусульманскими миром, который проявляет себя сегодня в Ираке и в растущей волне насилия в Саудовской Аравии, заслоняет собой еще одну острую ситуацию: конфликт внутри самой мусульманской цивилизации по вопросу реформ.

Мусульманская реформистская традиция-то берет свое начало в XIX веке. Именно тогда мусульманские мыслители глубоко осознали отставание от динамично развивающегося Запада и упадок мусульманских обществ.

Многие мусульманские реформисты были выходцами из высших слоев бюрократии или духовенства, представителями образованного меньшинства, умеющего читать и толковать Коран. Именно такие люди могут участвовать в дискуссии по поводу соответствия ислама духу современной им жизни. Только они могут сравнивать положение дел сегодня и мнения прежних поколений и богословов.

И их вывод один: мусульманская община дошла до последней черты, за которой возможно ее падение. Для реформаторов нормальным может считаться только поступательное прогрессивное развитие мусульманских сообществ, соединение с современной им мыслью. Поэтому первые мусульманские реформисты были очень связаны с идеями, которые понимаются как европейские: рационализм, толерантность и этически обусловленное поведение.

Но первые реформаторы ислама конца XIX века, такие как Мухаммад Абдо и Джамалетдин аль-Афгани (отметим, что по сути дела только этими двумя фигурами и исчерпывается на сегодня история мусульманского реформизма – прим. "Портала-Credo.Ru") так и не смогли настроить массы в свою пользу и разрешить все общественные неурядицы. Но влияние их личностей оказалось большим, нежели они сами могли предположить.

Как ни парадоксально, последствием реформистской волны стало усиление в исламе фундаменталистских тенденций. В результате на авансцену мусульманской жизни вышли консервативные традиционалисты и фундаменталисты, которые стали воплощением оказавшихся современными и актуальными идеями об освобождении мусульман от иностранного господства и "реисламизации" мусульманского общества, возвращении к номам изначального ислама.

Сейчас подобная идеология преобладает, но будет ошибкой считать, что дух реформаторства в исламе остыл. По прежнему мусульманские богословы пытаются нащупать точки соприкосновения между исламом и современной мыслью. Опираясь на критическое осмысление истории и теологии, они пытаются разработать путь, по которому должны пойти мусульмане, чтобы менять свои традиции в соответствии с духом времени и среды, в которой они живут. В современном исламском мире идея радикального реформизма персонифицирована в таких именах как Абдул Карим Суруш (Иран), Абдул Маджид Чарфи (Тунис), Фазлур Рахман (Пакистан) и Мухаммад Таха (Судан). И хотя их деятельность встречает жесткое и яростное сопротивление фундаменталистов, а именно последние находятся в фокусе общественного внимания и западной прессы, идеи реформизма оказывают все большее влияние, прежде всего на интеллектуальную молодежь мусульманского мира.

Конечно, нужно очень напрячь слух, чтобы различить голос реформистов в мощном хоре требований "сопротивляться врагу до последнего" и возвращения к изначальному исламу.

Реформаторы первой волны предприняли попытки вновь открыть "врата иджитихада", с тем, чтобы приспособить наследие ислама к современным условиям. (Иджидихад – толкование богословских и правовых принципов ислама богословами – ортодоксальная суннитская традиция, к которой сегодня принадлежит большая часть мусульман мира. Предполагается, что "врата иджитихада" закрылись на мнении великих арабских богословов раннего средневековья, и только на их толкованиях можно основывать суждения. – Прим. "Портала-Credo.Ru").

Современные же мусульманские реформисты сосредоточили свою работу на том, чтобы очистить основополагающие принципы ислама от исторически преходящих наслоений и интерпретаций, тех самых, которые консервативное большинство считает священными и неизменными. И еще один момент. Если первые поколения реформистов пытались адаптировать ислам к современным веяниям, то исходная предпосылка нынешнего поколения реформаторов несколько иная: они ищут возможности выражения универсальных общечеловеческих принципов сквозь призму исламской культуры.

Абдул Филали-Ансари

Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования