Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА": Возвращение святой Елизаветы


В воскресенье в Россию из храма Марии Магдалины иерусалимского женского монастыря в Гефсимани, который принадлежит Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), в Москву был торжественно доставлен ковчег с мощами великой княгини Елизаветы, основательницы Марфо-Мариинской обители, вдовы убитого эсерами московского генерал-губернатора и сестры последней императрицы Александры. Это первая совместная акция русской и Зарубежной православных Церквей, которые начинают сближаться после 80 лет взаимного неприятия.

'Матушки очень боятся и толком ничего не знают'
Около ста человек из России приехали рано утром к Гефсиманскому монастырю Марии Магдалины, где с 1921 года покоятся останки великой княгини Елизаветы и ее келейницы инокини Варвары. На воротах висела смиренная записка с просьбой ничего не снимать и матушек ни о чем не спрашивать. Выяснилось, что местные СМИ, безразличные обычно к христианским событиям, разнесли весть о том, что 'московские попы' грабят 'белых' и увозят все мощи Елизаветы Федоровны целиком. Тут подоспели временный поверенный и настоятель Русского подворья и началась служба. Правда, наши сестры, братья и отцы смиренно стояли по стенам, крестясь и подпевая, ведь пока нет соборного решения о воссоединении Церквей, нет и совместных служб. Епископ Бостонский Михаил (РПЦЗ) вышел с сияющим ларем из храма, открыл крышку, показал народу реликвии и рука об руку с епископом Дмитровским Александром (РПЦ) понес дар вниз к подножию Гефсиманского сада. Ларец содержит серебряный ковчег, в который вложена правая десница великой княгини, и деревянный ковчег, сделанный из фрагментов досок гробов, в которых тела мучениц, зверски умерщвленных большевиками в 1918 году в Алапаевске, привезли из Пекина в Палестину.

Инициатор и устроитель этого события президент фонда Андрея Первозванного Александр Мельник пояснил ГАЗЕТЕ: 'Это ведь самое начало нашего диалога, матушки боятся и ничего толком не знают, кто мы такие - люди в нынешней России, они живут в нелегких условиях на Святой земле, а наша страна для них - это прежде всего то место, где сотни тысяч людей были убиты только за свою веру и верность России'. И добавил: 'Ларец мы специально заказали в России - сестрам он очень понравился'.

Ковчег поместили в деревянный ящик, который поставили в специальный микроавтобус. Вместе с нынешней настоятельницей Марфо-Мариинской обители Елизаветой и сестрами 1-й Градской больницы, дипломатами, епископами и клириками обеих Церквей чуть не со всего мира, паломниками из Грузии и даже командой российского авиалайнера в полном составе святыни отправились в аэропорт. Здесь автобусы обыскали с собаками и три часа подробно осматривали всю нехитрую поклажу делегации. Наконец патриарший викарий освятил самолет; перекрестились все - даже самые крикуны из операторов.

В Домодедове сто клириков, прождав два часа под палящим солнцем, встретили мощи прямо у трапа, отслужили молебен, и вся процессия торжественно отбыла в храм Христа Спасителя. Здесь мощи пробудут 10 дней, крестным ходом пройдут от Христа Спасителя в Свято-Данилов монастырь, посетив основанную княгиней Марфо-Мариинскую обитель.

Шестого августа святыня отправится в паломничество от Чукотки до Калининграда, проедет по Украине от Харькова до Львова, побывает в Белоруссии, Молдавии и Приднестровье, Прибалтике, Казахстане и Средней Азии. В феврале мощи вернутся в Иерусалим. Когда Марфо-Мариинская обитель будет окончательно восстановлена, гефсиманские сестры отдадут деревянный ковчег ей в дар.

'Знать, что за границей тоже есть русские люди и русская Церковь'
В январе 2004 года, еще до визита в Россию главы зарубежной Церкви митрополита Лавра и первой его встречи с Патриархом, то есть по сути до начала переговоров глав Церквей, Андреевский фонд России обратился к зарубежному Синоду с предложением привезти мощи великой княгини Елизаветы. Синод не только согласился, но и предложил вместо двух недель пребывания полгода - условно от дней царственных мучеников до праздника новомучеников, которых чтят и в России, и за рубежом. 'Это паломничество затронет весь народ - все будут знать, что это русские, что святыня из-за рубежа, что там тоже есть русские люди и русская Церковь. Начнется наше взаимное движение навстречу друг другу, - сказал епископ Бостонский Михаил, вернувшись к теме взаимоотношений Церквей. - Общение, диалог, сближение - называйте как угодно, но не называйте это воссоединением - ведь разъединения не было. Мы не спешим и ничего не делаем по самодурству. К чему это приведет, мы не знаем. Ведь три поколения русских людей прожили за границей - для общества это почти вечность'. Обнадеживает, добавил епископ, что президент 'не может оставаться вне этой темы и интересуется церковными вопросами'.

Принцесса Дармштадтская, мученица русская
Елизавета родилась в 1864 году в семье дочери английской королевы Виктории и Гессенского наследного принца. Ее мать умерла, когда Елизавете было 14, а будущей последней российской императрице Александре - 6 лет. 19-летняя лютеранка стала женой брата царя Александра III великого князя Сергея Александровича. В 1888 году к 900-летию крещения Руси вместе с мужем она приехала в Палестину на освящение храма Марии Магдалины, а вернулась вместе с мощами Ефросинии Полоцкой, сказав сестрам Гефсимани, что мечтала бы здесь лежать после смерти. Так и вышло. Ее муж стал московским генерал-губернатором в 1891 году. Елизавета усердно учила русский язык. Когда русские становились на колени перед иконами, она делала книксен, стремясь по-своему выразить почтение русской вере. Без всякого принуждения она осознанно приняла православие в 1891 году. В 1905 году ее муж был убит в Кремле бомбой, которую бросил эсер Каляев. Елизавета своими руками собрала останки мужа и на третий день посетила его убийцу. Каляев сказал, что не желал ей горя, но ни в чем не раскаивается и просит не хлопотать о нем. Елизавета продала все свои драгоценности и обустроила Марфо-Мариинскую обитель. В 1910 году она приняла монашеский постриг и стала первой настоятельницей обители, собирая несчастных сирот по хитровским притонам. Она выступила против 'старца' Распутина - это поссорило ее с императрицей. После революции ей не раз предлагали уехать - она отказалась.

Арестована она была на Пасху 1918 года, а 18 июля в Алапаевске ее и еще семерых узников живыми сбросили в шахту: умерли они от ран и голода, а Елизавета перед смертью перевязывала им раны и пела псалмы. В ее посмертной судьбе участвовала английская королевская семья. Ее стараниями тела Елизаветы и Варвары в 1920 году вывезли из Пекина.

РПЦ признала ее первой мученицей из всех Романовых, как только пал коммунистический режим - в 1991 году. 'Если люди сейчас не могут поехать поклониться ей, она сама пришла в Россию - ко всем обездоленным, как раньше' - так сказала мне сестра в аэропорте, встречавшая ковчег с мощами.

Надежда Кеворкова

"Газета", 26 июля 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования