Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": От Богоматери до отца водородной бомбы. В Дивееве и Сарове празднуют день рождения Преподобного Серафима


В рамках празднования 250-летия со дня рождения Серафима Саровского состоялось временное перемещение мощей угодника Божия из Троицкого собора Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Курск, на родину Преподобного Серафима. Это было сделано по инициативе главы Курской епархии архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия и по благословению Патриарха Алексия II.

В самом Дивеевском монастыре полным ходом идет подготовка к празднику. Заканчивается реставрация Преображенского собора и церкви в честь иконы Казанской Божией Матери, каждый день прибывают паломники. Они едут отовсюду – из Москвы, Сибири, с Дальнего Востока и даже из-за границ, ближних и дальних. Серафимо-Дивеевский монастырь – место чрезвычайно популярное у всех, кто хочет побывать в "святых местах". К Преподобному Серафиму люди едут (а иногда даже идут пешком), преодолевая неблизкий путь – сперва до Нижнего, оттуда – еще около 200 километров до села Дивеево, посреди которого и высится монастырь, основанный в 1788 году.

Сейчас обитель переживает второе рождение, и нынешняя монастырская жизнь, несмотря на всю ее внешнюю архаичность, выглядит очень динамичной и современной. Насельницы монастыря, одетые в черное, снуют от храма к гостинице для паломников, а оттуда – в трапезную, где одновременно можно накормить более ста человек.

Обычная картина для Дивеева – монахиня на велосипеде, спешащая по своим делам. Село большое, пешком не обойдешь, и велосипед – самое распространенное здесь транспортное средство.

Программа празднования весьма обширна, но началось все 20 июля, когда раку с мощами Преподобного Серафима вынесли из Троицкого собора, погрузили в бронированный автомобиль и повезли на аэродром соседнего города Сарова. Это раньше святые мощи несли на руках, крестным ходом. Новый век внес свои коррективы в древний ритуал: самолет поднялся в облака, чтобы спустя час совершить посадку в Курске. Пребывание мощей в городе продлится три дня, после этого их так же, самолетом, вернут обратно в Дивеево, где начнутся торжества по случаю 250-летия одного из самых почитаемых русских святых.

Что "батюшку Серафима" действительно любят и ждут от него помощи или исцеления, можно убедиться, посмотрев на те толпы народу, что стекаются в Дивеево со всех сторон света. Бывшие советские люди, выросшие в атмосфере государственного атеизма, не только обращаются к вере, они жаждут чуда, как дети – подарков. Ради этого они готовы пройти пешком несколько сотен километров или потратить немалые деньги, чтобы добраться до Дивеева, приложиться к мощам святого Серафима и искупаться в дивеевских источниках.

После окунания в ледяную воду, обладающую, как говорят, целебными средствами, паломники, не вытирая мокрых волос, становятся в очередь за "чудесными сухариками", освященными в котелке Преподобного Серафима. Говорят, что они тоже помогают от всех болезней. В это свято верили прадедушки и прабабушки нынешних богомольцев, и теперь возрождение этой древней веры кажется некоторым возвращением в позапрошлый, XIX век, когда жил и творил свои чудеса Серафим Саровский. Но, как нельзя дважды вступить в одну и ту же реку, невозможно в первозданном виде восстановить прежнюю веру, практически уничтоженную за 74 года советской власти.

Нет уже на Руси юродивых и калик перехожих, хотя нищих и бомжей вполне хватает. Впрочем, в Дивеево их на удивление мало: возможно, это сестры и их трезвая, деятельная жизнь, направленная на служение Богу и людям, постепенно меняют иждивенческие настроения некоторых местных жителей. В таких местах, как Дивеево, монастырь для многих становится прибежищем от серости и скуки провинциальной российской жизни, где вся "пища духовная" – из телевизора, а главный допинг, лекарство и друг от колыбели до могилы – бутылка водки. Те, кто хочет жить по-другому, приходят в монастырь.

Здесь жизнь организована и расписана по часам. Церковные службы чередуются с различными послушаниями, ежедневный труд не дает расслабиться, непрерывные молитвы помогают отпугнуть "нечистую силу". В жизни дивеевских сестер есть смысл, простой и понятный каждому, даже неверующему. Они живут не для себя – для других. Спасаются, служа Богу и помогая людям. И, как бы ни были черны их одежды, они выглядят очень живыми и веселыми людьми, так же как и само Дивеево: большое, немного беспорядочное село, в центре которого по-прежнему стоит памятник Ленину, по декрету которого Серафимо-Дивеевская обитель была закрыта и разграблена. Художник из Ульяновска, расписывающий Преображенский собор, заодно обновил и "Лукича" – земляк все-таки!

Художники здесь на сегодняшний день – важные люди, они заканчивают роспись храма в честь иконы Казанской Божией Матери и Преображенского собора и надеются успеть к празднику. На это же уповает игуменья матушка Сергия и все 400 с лишком сестер и послушниц Дивеевской обители. Ведь к празднику тут ждут важных гостей. Приедут представители администрации Приволжского федерального округа, спонсоры-благотворители, которых не так уж мало. Игуменья матушка Сергия с благодарностью и теплотой в голосе говорит о тех, кто оказал посильный вклад в дело восстановления монастыря. Для нее одинаково важны и те, кто жертвует последний рубль, и такие компании, как "Базовый элемент", которые финансируют масштабные восстановительные работы.

Святая земля Серафима Саровского и в советские времена имела для страны уникальное значение. Бездушный и беспощадный человек – Лаврентий Павлович Берия – выстроил на месте древнего города Сарова секретный город Арзамас-16. С тех пор время здесь словно остановилось. От чистых, аккуратных улиц веет строгостью и аскетизмом. Федеральный центр ядерных исследований, который здесь называют просто "Объект", прославился созданием самого страшного в мире оружия, способного стереть с лица Земли половину человечества. Благодаря этому научному подвигу, уникальным экспериментам советских ученых был сохранен ядерный паритет. И стомегатонная "кузькина мать", которой Хрущев грозил Западу, помогла заморозить противостояние в стадии холодной войны.

Теперь вчерашние враги – американцы поставляют в Саров охранные системы, призванные защитить окружающий мир от ядерной заразы и не допустить второго Чернобыля. Но куда ощутимее здесь дух Преподобного Серафима, который охраняет эту древнюю землю от трагедии.

Здесь, в закрытом от простых смертных городе, хранится и возрождается память о Преподобном Серафиме. На средства благотворителей восстановлена церковь Серафима Саровского, ближняя и дальняя пустыньки, где Преподобный провел много лет, скрываясь от праздных посетителей и мирской суеты.

Пожалуй, сегодня этой суеты вокруг мощей Преподобного уж слишком много. Ищущим молитвенного уединения приходится непросто в атмосфере предпраздничного аврала. Работы не прекращаются ни днем, ни ночью. Только в воскресенье да на престольные праздники художники, строители, реставраторы и их добровольные помощники из числа богомольцев дают себе отдохнуть.

Интересно, что "автором праздника" является не только Преподобный Серафим, но и саровский краевед Валентин Александрович Степашкин, сотрудник музея "Саровская пустынь". Ему удалось обнаружить в архивах новую дату рождения старца – 1754 год (а не 1759-й, как считали раньше). Именно в этот год в купеческой семье Машниных родился третий ребенок Прохор, будущий Серафим Саровский. С доводами историка-краеведа согласился сам Патриарх Алексий II.

Степашкин живет за забором из колючей проволоки, отгородившей закрытый город Саров от остального мира. Сюда нет хода паломникам, а в восстановленном храме Святого Серафима тихо и пустынно. Научные работники, живущие здесь, не спешат обращаться к религии. Тем, кто всю жизнь занимался ядерной физикой, нелегко поверить в чудо. Хотя то, что в Арзамасе-16 до сих пор ничего не взорвалось, – это уже чудо. И покаяние академика Сахарова, отца водородной бомбы, и его призыв ко всем правительствам мира не только запретить ядерные испытания, но и совсем уничтожить атомное оружие – тоже чудо. Несомненное.

Юлия Глезарова

"Независимая газета", 23 июля 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования