Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ВЕЧЕРНИЙ НОВОСИБИРСК": Чем измеряется святость? Не стоит путать императора Николая II с Христом, а хоккеиста Павла Буре с угодником Божиим


Четыре года назад наша газета публиковала статью о возможной канонизации царской семьи на предстоящем Архиерейском соборе ("ВН" от 14.07.00). Статья заканчивалась следующими словами: "А пока православные России готовятся помолиться 17 июля об упокоении души последнего русского царя и его домочадцев. Помолиться о них, может быть, в последний раз. Так как после канонизации молиться уже будут им". Время это настало. В том же 2000 году царская семья вместе с более чем тысячью православных, погубленных большевиками, были прославлены в лике святых. И вот уже четыре года как 17 июля, в день страшного убийства, совершенного по тайному распоряжению Ленина и Свердлова, во всех православных церквях России совершаются праздничные богослужения царственным страстотерпцам.

В каждом названии свой смысл

Страстотерпцами царственные мученики называются в официальных церковных документах. Такое название стало компромиссом при определении статуса святых, удовлетворившего всех, точнее, почти всех. Есть определенная категория православных, которые резко выступают против формулировки страстотерпец и требуют называть царя Николая II святым благоверным царем-мучеником. Но именно такая формулировка, предложенная Архиерейскому собору Русской Православной Церкви 1998 года, где впервые официально поднимался вопрос о возможной канонизации царской семьи, и стала на том соборе причиной отказа признать последнего российского императора святым. В православной традиции благоверными называют тех царей и князей, чья деятельность в качестве правителей или угодников Божиих бесспорна. По поводу правления царя Николая II спорят до сих пор. Кто-то называет его царем слабым и безвольным, а кто-то великим правителем, которому мешали трусливые и продажные министры. Кто-то упрекает его за малодушное отречение от власти, а кто-то считает это отречение бумажкой, не имеющей юридической силы. Но то, что он достойно принял мученическую смерть от безбожной власти, не оспаривает никто. Потому и назван страстотерпцем. Однако несогласные не только возражают против такой формулировки, но придумывают титулы с точки зрения православия просто немыслимые. Появились даже молитвословия царю Николаю, где он назван царем-искупителем.

Христос или царь Николай?

До сих пор между христианами и мусульманами идет полемика: если Христос, которого мусульмане чтут как великого пророка, принес искупительную жертву на кресте и основал новую религию, то тогда зачем нужен был еще Мухаммед? Обычно мусульмане отвечают, что пророк Иса (Иисус Христос) не до конца просветил народ светом истины, и поэтому миру понадобился более великий пророк - Мухаммед. Практически так же рассуждают те, кто называет царя Николая II искупителем. По их логике голгофская жертва Христа не смогла спасти от греха мир в целом и русский народ в частности, поэтому понадобился еще один искупитель, который должен дополнить эту жертву. Но это уже ересь. Древние христиане, за отказ называть римского императора Богом, шли на мученическую кончину, современные же царебожники, называя себя христианами, присваивают Божью прерогативу человеку, хотя и святому. А в православной среде, несмотря на провокационные "искупительные" книжки, мало кто сомневается в святости императора Николая II.

Какие они, критерии святости?

До сих пор среди большинства непосвященных людей бытует мнение, что святые выбираются на церковных соборах путем голосования. Однако это не так, Церковь святость лишь констатирует. Но тогда должны быть этой святости критерии. Какие же они? Иногда в качестве доказательства святости приводят факт мироточения изображений тех, кого уже считают святым до факта официальной канонизации. (Мироточение - истечение благовонного миро неизвестного происхождения из бумажных, металлических, деревянных и прочих изображений, а также из человеческих останков). Но мироточение, как и кровоточение, - факт довольно распространенный не только в православии, но и в Католической церкви, святость многих святых которой православные ставят под сомнение. Не говоря уже о такой тоталитарной секте, как Богородичный центр, где иконы мироточат как по заказу десятками, или буддийских статуях, из которых истекает молоко.

Другим аргументом святости часто приводят факт исцеления от икон с изображением святого. Но вот какой случай произошел с известным хоккеистом Павлом Буре, о котором он рассказал, выступая по радио в ноябре 1998 года. Письма от поклонников и поклонниц - неизбежный удел всех популярных личностей. Не избежал его и известный хоккеист. Обычно на такие письма "звезды" либо не отвечают, либо через своих секретарей рассылают фото с отпечатанными стандартными пожеланиями. Павел, несмотря на страшную занятость, на некоторые из писем отвечает сам. Так пришлось ему ответить одной бедной девушке, которая после тяжелого заболевания много лет была прикована к постели. В письмо Павел вложил свое фото с автографом. И вот через некоторое время он получает от этой девушки письмо, в котором она радостно сообщает, что после того, как взяла в руки фото Павла, она тут же исцелилась и встала с постели. Факт чудесного исцеления налицо, но поставить известного хоккеиста в один ряд с угодниками Божиими, а его фотографию считать святым образом было бы кощунством.

Но если ни мироточения, ни исцеления не являются достаточным аргументом признания святости, но как ее определить и на каких критериях основывается Церковь, подписывая вердикт: этот человек святой?

Существует несколько определений слова Церковь, одно из них - это мистический духовный организм, объединяющий всех верующих в Святую Троицу и признающих Иисуса Христа воплотившимся Богом. Именно всех верующих: и живущих на земле, и отошедших для вечной жизни на небо. Между живущими в разных измерениях членами Церкви существует таинственная духовная связь, и если Бог поместил души тех или иных отошедших в мир иной в "селенья праведных" (то есть они стали святыми), то этот факт становится известен всей Церкви, в том числе и той части, которая находится на земле. Так что, когда в Церкви земной становится ясным, что человек удостоился от Бога святости, то она этот факт констатирует в своих постановлениях. И после этого за упокой души этих людей не молятся, а, наоборот, обращаются уже к ним с молитвой о заступничестве перед Богом, рядом с Которым они находятся.

О православных с комсомольским задором

Соглашаться с мнением Церкви - добрая воля каждого ее члена. Среди православных встречаются люди, в глубине души так и не признавшие святости последнего российского императора, но не высказывающие это вслух по существующим правилам церковного послушания. Много не согласных в среде нецерковных людей. Всеобщему признанию во многом помешали крикливые бабульки, митингующие с портретами царя в руках, неуравновешенные "ура-патриоты", кичащиеся своими монархическими убеждениями, и прочие активисты, перенесшие в православие свой комсомольский задор и превратившие акцию канонизации в политическое шоу. Скучно им в православии. Молиться, поститься, подавлять похоть, умирять страсти - все это трудно и не всем под силу. А вот пошуметь и помитинговать - хлебом не корми. Жаль, что в качестве жертвы они выбрали святого царя Николая II, личность которого многим россиянам еще предстоит изучить беспристрастно, отделяя зерна от плевел советской пропаганды, и, увы, некоторых православных "ревнителей не по разуму", которые требуют не только изменения его статуса в сонме святых, но и настоятельно рекомендуют всему русскому народу покаяться на исповеди в грехе цареубийства и молиться о даровании России царя.

О правомерности таких заявлений, о том, действительно ли самодержавная монархия является единственной приемлемой для православия формой власти, а также о правах на российский престол современных потомков царской династии Романовых читайте в последующих выпусках страницы "Вера, Надежда, Любовь".

Валерий Мельников

"Вечерний Новосибирск", 22 июля 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования