Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЗЕРКАЛО НЕДЕЛИ": Европа мусульманская


Этническое лицо Европы в наше время претерпевает кардинальные изменения. Образ типичного белокожего европейца безвозвратно остается в прошлом, уступая место представителям народов Юга и Востока.

Нынешнее многомиллионное присутствие мусульман в Европе в значительной степени является результатом миграционных потоков из бывших имперских колоний в Северной Африке, Азии и из стран Карибского бассейна. Нынче, несмотря на принятие законов, запрещающих незаконное пребывание и занятость иностранцев, их количество увеличивается. В особенности это касается мусульманских общин Европы, неуклонно растущих прежде всего благодаря высокому уровню рождаемости.

На сегодня в Западной Европе, согласно различным подсчетам миграционных служб и экспертным оценкам, проживает от 8 до 15 миллионов мусульман: на территории Франции — 3,5—5 миллионов, Германии — 3—4,5 миллиона, Великобритании — 1,5—2 миллиона, Нидерландов — 0,5—1 миллион, Бельгии — 0,3 миллиона.

До последнего времени у правительств европейских стран не было четкой политики относительно мусульманских общин, они ограничивались признанием ислама на конституционном уровне и обеспечением условий для развития их политической и финансовой независимости.

Последствием такой политики стало образование своеобразных замкнутых зон проживания, жители которых не стремились к ассимиляции и освоению нового европейского порядка, а старались сохранить свою идентичность, национальные традиции, культуру и религию. Сегодня проблема вышла за пределы удовлетворения социально-экономических потребностей мигрантов, переместившись в плоскость политических и культурно-религиозных требований. Таким образом, во многих странах Европы образовались национальные анклавы иммигрантов, не адаптировавшихся в светском европейском обществе, а их интересы все чаще противоречат законам и традициям страны проживания, создавая ощутимый социально-политический дисбаланс.

Основной формой общественной организации европейских мусульман являются общественные движения и религиозные общины, которые все активнее включаются в общественно-политическую жизнь Европы. Мусульманские организации существуют как на местном, так и на общеевропейском уровне: "Союз исламских организаций Европы" (Германия), "Федерация исламских организаций" (Франция), Исламский совет Европы (Великобритания).

Транснациональные исламские организации, зачастую фундаменталистского и радикального направлений, ведут среди европейских мусульман активную работу, культивируя чувство исламской солидарности, общности интересов и культуры, призывая к общемусульманскому единству в борьбе против врагов ислама.

В свете таких тенденций закрытые этнические анклавы европейских мусульман становятся идеальным местом для укрытия исламских экстремистов, а в перспективе и для налаживания сети террористических группировок на территории Европы. Реальность такой опасности засвидетельствовала террористическая акция в Мадриде 11 марта нынешнего года, доказавшая уязвимость Европы и отсутствие эффективных методов противостояния террористической угрозе. При этом констатируется фактическая неприкосновенность возможных террористов, поскольку все попытки правоохранительных органов ограничить или контролировать деятельность исламских организаций трактуются как преследования мусульман и гонение на ислам.

Еще одной угрозой стабильности Европы является опасность осуществления политического давления на европейские правительства со стороны ряда мусульманских государств, в большинстве своем финансируемых мусульманскими общинами Европы. Благодаря такому финансированию эти государства стремятся влиять на религиозные и политические взгляды европейцев. Саудовская Аравия открывает по всей Европе свои мечети и представительства Всемирной исламской лиги, Тунис и Алжир финансируют строительство культовых сооружений, финансовое обеспечение служителей (имамов), организацию различных центров, позволяющих контролировать организацию европейского ислама. Кроме того, в ряде европейских стран представители мусульманских государств имеют возможность влиять и на принятие политических решений. Марокко внимательно следило за выборами в Исламский совет в Бельгии и непосредственным образом вмешивалось в подписание официального соглашения между итальянским правительством и организациями итальянских мусульман. Саудовская Аравия и Египет проявляют незаурядный интерес к дебатам в Великобритании, а турецкое правительство постоянно осуществляет давление на власть Германии через свои официально зарегистрированные этнические объединения.

В последние годы наблюдается тенденция к росту политической активности мусульманского населения Европы, ярчайшим примером этого стали протесты со стороны мусульман Франции и обвинения властей в "преследовании ислама" в связи с "делом о хиджабе", когда французский парламент одобрил законопроект о запрете носить в государственных учебных заведениях религиозную атрибутику, который должен вступить в силу 1 сентября — с началом нового учебного года. Подобные дискуссии начались и в других европейских странах. Канцлер ФРГ Г. Шредер высказался за запрет хиджаба для учительниц-мусульманок во время занятий в школах, заметив, что граждане, находящиеся на государственной службе, включая и педагогов, не должны носить религиозную атрибутику. Этот запрет используется лидерами мусульманских общин как символ борьбы за свои права. Официальная власть Франции уже предупредила мусульманских активистов, что они должны удержаться от попыток испытать терпение власти.

На фоне таких явлений происходит формирование идеологической подоплеки европейского мусульманства, так называемого европейского ислама, основной тезис которого состоит в том, что мусульмане не должны замыкаться в своих гетто. Они должны получить европейское образование и активно участвовать в общественно-политической жизни Европы, тем самым содействуя распространению ислама.

Эта же идея прослеживается в положениях "Программной доктрины", разработанной панисламистской организацией "Братья-мусульмане", утверждающей, что европейские идеи демократии и парламентаризма не только не противоречат, но и полностью отвечают духу ислама. "Братья-мусульмане" призывают исламские общины интегрироваться политически, социально и экономически в европейское общество, сохраняя при этом свою мусульманскую сущность. То есть речь идет о "поверхностной" интеграции без какой бы то ни было ассимиляции. По мнению авторов документа, выполняя эти правила, исламские общины смогут выжить и распространить свое влияние на неисламские регионы. Идеальным местом для начала программы федерация определила Францию, где есть необходимые для этого условия — большое количество иммигрантов-мусульман, сеть мечетей и культурных центров.

Отсутствие четкой и эффективной стратегии интеграции мусульманского населения стран Европы в светское общество содействовало обострению социальных и этнополитических отношений между коренным населением европейских государств и иммигрантами, росту антииммигрантских выступлений в обществе, и в результате привело к увеличению ксенофобии и массовых выступлений против миграционной политики, проводимой европейскими правительствами. Во многих странах ЕС прослеживается тенденция к изменениям в национальном миграционном законодательстве в сторону его ужесточения.

Евросоюз до сих пор не выработал единой политики по отношению к мигрантам, их правам и обязанностям, что серьезно усложняет общую ситуацию и взаимоотношения между государствами. Потребности единого европейского рынка в мобильных и свободных в своих передвижениях трудовых ресурсах в вопросе миграций сталкиваются с вызовом безопасности и стабильности европейских государств, одним из которых можно считать появление и рост радикальных настроений среди мигрантов-мусульман.

Так же двухсмысленным является разрешение демографической ситуации с помощью миграционного фактора. ООН уже несколько лет подряд настойчиво рекомендует Евросоюзу увеличить количество иммигрантов из развивающихся стран, видя в этом действенный путь решения демографического кризиса. Но падение уровня рождаемости вместе с возрастающей иммиграцией будут означать конец этнической однородности европейских традиционно национальных государств. Этот способ не пользуется популярностью ни среди политиков, ни среди граждан европейских государств, о чем свидетельствует ошеломляющий успех ультраправых сил, которые, играя именно на проблемах иммиграции, смогли за несколько последних лет достичь серьезных политических успехов.

Проблема интеграции мусульман в европейское сообщество непосредственным образом связана с серьезным вопросом вступления к Евросоюз Турции. Существует много проблем, мешающих Турции стать членом ЕС: сомнения в прочности демократических институтов; нерешенный курдский вопрос. Кроме того, вступлению в ЕС мешают территориальные споры с Грецией и оккупация турецкими войсками северной части Кипра. Тем не менее все эти проблемы поддаются урегулированию в недалеком будущем. В Евросоюзе более всего боятся (хотя из-за политкорректности не акцентируют на этом внимание) демографического фактора Турции, мусульманской страны с высоким уровнем рождаемости, у которой есть все шансы довольно быстро превратиться в одного из самых влиятельных членов ЕС.

Мусульманское население Европы становится существенным фактором в политической жизни, и в перспективе его роль лишь будет возрастать. В соответствии с этим, европейские мусульмане потребуют изменений как на социальном, так и на политическом уровнях. Следовательно, европейские страны вынуждены согласовывать свою национально-государственную политику с необходимостью разрабатывать многокультурные стратегии, учитывая интересы бывших иммигрантов, а также мусульманских стран — поставщиков мигрантов.

Европа не собирается отказываться от моральных ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Для этого необходимо отказаться от политики невмешательства в дела мусульманских общин и развивать диалог между ними и властью с целью политической ассимиляции и культурной адаптации мусульман в европейском обществе. Оптимальным путем для европейских стран было бы направить мусульманские общины в русло европейской политической культуры и толерантности, что позволило бы избежать социально-политического отчуждения мусульман Европы и их превращения в чрезвычайно действенный инструмент политических игр со стороны радикальных исламских сил.

Виктория Орлик

"Зеркало недели", 24-30 июля 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования