Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"БИ-БИ-СИ": Мощи княгини-мученицы привезут в Россию


Она была великой княгиней, а стала монахиней. У нее убили мужа, а она простила убийцу. Когда убивали ее, она молилась за палачей. Биография великой княгини Елизаветы Федоровны могла бы стать сюжетом романа, а стала житием святой.

Спустя 86 лет после того, как вместе с другими Романовыми большевики сбросили ее заживо в шахту в уральском городе Алапаевск, преподобномученица Елизавета возвращается в Россию. 25 июля ее мощи будут впервые привезены из Иерусалима в Москву. Событие это не только духовное, но и церковно-дипломатическое.

Когда 20-летняя красавица принцесса Элизабет Гессен-Дармштадтская выходила в 1884 году замуж за брата императора Александра Третьего великого князя Сергея Александровича, мало кто мог представить себе, какой трагической окажется ее жизнь.

"Она была одной из самых красивых принцесс в Европе. К ней сватался германский кайзер Вильгельм Второй, но получил отказ", - рассказывает историк Ольга Барковец.

Внучка королевы Виктории и родная сестра последней российской императрицы Александры Федоровны, великая княгиня Елизавета приняла православие через семь лет после замужества.

В феврале 1905 года евеликий князь Сергей, московский генерал-губернатор, был убит эсером Каляевым. Сначала великая княгиня ползает в грязи, собирая то, что осталось от мужа, а потом едет в тюрьму, умоляя Каляева покаяться и обещая просить императора Николая Второго о снисхождении. Террорист отказался и был казнен.

Мученическая смерть

А Элла, как ее звали домашние, вскоре постриглась в монахини и занялась делами милосердия. В 1909 году она создала в Москве приют и больницу, которая вошла в историю как Марфо-Мариинская обитель. Далеко не все родственники поняли шаг Елизаветы Федоровны.

"В 1909 году она пишет мужу сестры, императору Николаю Второму: "То, что я делаю - нужно мне. Это то, что я хотела делать всегда. Только так я могу выполнить долг перед Богом, перед Сергеем и перед людьми", - рассказывает Ольга Барковец.

После революции обитель закрыли, а великую княгиню арестовали и вывезли на Урал. В июле 1918 года, почти день в день с казнью императора Николая и его семьи, Елизавета Федоровна и несколько великих князей из дома Романовых были сброшены заживо в шахту в уральском городке Алапаевск. После этого шахту забросали гранатами.

Через несколько дней Алапаевск заняли белые, и тела подняли из шахты. Оказалось, что еще живая великая княгиня пыталась перевязывать раненых родственников. Свидетели рассказали, что около суток из шахты доносилось пение псалмов.

"Она совершила двойной подвиг: подвиг христианского милосердия и любви, и подвиг мученичества, когда человек ради Христа идет до конца, - говорит игумен Новоспасского монастыря в Москве отец Илия. - Последние слова святой Елизаветы Федоровны: "Господи прости им, ибо не ведают, что творят" доказывают, что эта любовь была для нее сильнее смерти".

В Новоспасском монастыре похоронен муж великой княгини великий князь Сергей. Ее же останки, вместе с останками ее келейницы монахини Варвары, проделали путь из Алапаевска через Дальний Восток в Шанхай, а оттуда в 1921 году их перевезли в находившийся в контролируемой Великобританией Палестине Иерусалим, в русский храм святой Марии Магдалины на Масличной горе.

"Событие современной истории"

В 1981 году Елизавету Федоровну канонизировала Русская Православная Церковь за границей - церковь русской эмиграции. Именно ей принадлежит храм Марии Магдалины. Спустя одиннадцать лет Елизавету Федоровну причислила к лику святых и церковь в самой России.

Однако только сегодня, когда две части Русской церкви ведут активные переговоры о воссоединении, принесение мощей стало возможным. Инициатором стал московский фонд апостола Андрея Первозванного. Уговорить иерархов зарубежной церкви было нелегко.

Нужно было убедить представителей Русской Православной Церкви за границей в том, что перенесение мощей - это факт современной истории России, - рассказывает президент фонда Александр Мельник. - Сначала они говорили нам: "Существует традиция паломничества в Святую Землю. Вот пусть желающие и едут в Иерусалим приложиться к мощам". Но ведь далеко не все, в сущности, меньшинство верующих в России, особенно из глубинки могут себе это позволить".

По словам Александра Мельника, теперь проблемы позади. Видный специалист по истории русской церкви профессор Андрей Зубов считает принесение мощей историческим событием.

"Русская православная церковь заграницей всегда считала себя хранительницей традиций русской церкви и русского общества, уничтоженного большевистским переворотом, - говорит он. - Сейчас идея преемственности все больше становится главной идеей и для Московского патриархата. И приход мощей Елизаветы Федоровны - зримый знак духовного воссоединения зарубежной церкви и России, и этот дух - дух преемственности".

Мощи преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары - это не подвергшиеся тлению руки в серебряном ковчежце. Вместе с ними привезут окованый серебром ковчег, сделанный из досок гробов, в которых останки двух женщин были привезены из Шанхая в Иерусалим более восьмидесяти лет назад.

Их доставят в Москву 25 июля. В Храме Христа Спасителя мощи встретит патриарх Алексий II. После этого поездом и самолетом реликвии объедут все православные епархии России и ряд постсоветских государств, включая страны Балтии. Мощи вернутся в Иерусалим в феврале. Но сама Елизавета Федоровна в каком-то смысле возвращается в Россию, чтобы остаться в ней навсегда.

Константин Эггерт
Би-би-си, Москва

bbcrussian.com, 22 июля 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования