Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЭХО": "Исламская мода". Желание женщин быть красивыми неистребимо. Но клерикалов это не останавливает


Один российский журналист, побывавший недавно в Северной Корее, последнем "заповеднике" социализма, по возвращении вспоминал: мне казалось, что все люди на улице одеты одинаково. Приглядевшись, понимал: нет, они не в униформе, но все одеты настолько плохо, тускло и серо, что создавалось впечатление "единообразия".

Сегодня на постсоветском пространстве даже представители поколения тридцатилетних с трудом вспоминают, что такое советский повальный дефицит на все и вся. И шутку о советском инженере, который на всех трех фото в паспорте в одном и том же костюме, вряд ли воспримут так же, как и их родители. Азербайджан - не исключение, и такая сфера деятельности, как "рынок одежды", развивается на всех уровнях: модельеры берут призы на международных конкурсах, предприниматели открывают в Баку "бутики" с ценами на самую разную "вместимость кошелька", "челноки" исправно насыщают товаром "ярмарки", уцелевшие "подземки" и разного рода "толкучки"... Словом, советско-северокорейское серое единообразие давно списано в архив. И хотя сегодня даже самые "продвинутые" политологи не решаются включать разнообразие одежды в число тестов на демократичность, очевидно, что времена, когда модную одежду приходилось "доставать" и приобретать с рук втридорога, "стильные" брюки-дудочки могли стать причиной "проработки" на комсомольском собрании, а газеты печатали разгромные статьи о "вещизме", в Азербайджане ушли в прошлое. Разве что иные журналисты, беседуя с профессиональными азербайджанскими модельерами, ностальгически сетуют на излишне смелую одежду юных бакинок, не желающих учитывать чей-то замшелый "менталитет".

Однако если в Северном Азербайджане, вообще, и в Баку в частности, несовпадение взглядов на моду уже давно не приводит к политическим последствиям, то в Южном Азербайджане ситуация может оказаться принципиально иной. Судя по сообщениям зарубежных СМИ, в том числе ВВС, иранская "муллократия" начала очередное широкомасштабное наступление на проявления "неисламского образа жизни". Наряду с "живым" исполнением музыки на приемах и в общественных местах под запретом оказалась и излишне смелая по иранским канонам женская одежда. В частности, журналисты сообщали о "полицейской операции" в Тегеране, в ходе которой женщины, чья одежда не соответствовала исламским требованиям, были задержаны. Кроме того, полицейские, среди которых были и одетые в чадру женщины, проинспектировали магазины и торговые центры, конфисковав "слишком откровенную" одежду.

Накануне рейда полицейское ведомство Ирана официально предупредило, что не потерпит "социальной коррупции", и всякий, кого уличат в нарушении исламских законов, будет наказан.

В своей борьбе за "чистоту нравов" иранская муллократия не нова. Около года назад теологи Саудовской Аравии заявили, что женщинам следует запретить украшать традиционный черный плащ-абаю вышивками и декоративными деталями, надевать платки с узорами, а также носить на улице туфли на высоких каблуках.

Как отмечает та же ВВС, в Тегеране, Исфагане и т.д. немало молодых образованных иранцев, которые уже давно выступают против "традиционных ценностей" в трактовке муллократии. Однако в городах Южного Азербайджана ситуация может оказаться принципиально иной. Здесь ужесточение требований к внешнему виду женщин, по сути дела, ставит под запрет ношение азербайджанской национальной одежды, с ее традиционными "приталенными" фасонами, яркими цветами и т.д. Если учесть, что ужесточение "нравственных норм" пришлось на очередной всплеск национального движения в Южном Азербайджане, то ситуацию можно себе представить. И хотя в СМИ пока что не появилось сообщений о новых волнениях в Тебризе, Ардебиле и других городах иранского Азербайджана, очевидно, что вряд ли эта ситуация останется без политических последствий.

Как показывает история, женская мода в Иране уже не в первый раз приобретает политическую окраску. В 1963 году шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, чтобы продемонстрировать поддержку собственного прозападного курса, проводил в столице страны "парад эмансипированных женщин". Накануне исламской революции чадра, традиционный символ покорности, едва не стала "формой протеста". Потом при помощи косметики и "европейской" одежды протестовали уже против Хомейни. К рубежу веков "вольностью с политическим подтекстом" в Иране стали яркие платки и выпущенная на лоб прядь волос. Теперь, похоже, к старому противостоянию добавляются и национальные нотки.

Отдел культуры

"Эхо" (Баку), 20 июля 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования