Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Свидетель церковной истории. Православие занимает все более важное место в жизни народа, убежден Патриарх Московский и всея Руси Алексий II


Русская Православная Церковь в июне торжественно отметила четырнадцатую годовщину вступления на патриарший престол Алексия II. В нынешнем году эта дата совпала с празднованием 75-летнего юбилея Патриарха Московского и всея Руси. С именем Алексия II многие связывают процесс духовного возрождения России и Церкви. В интервью "НГР" Патриарх рассказывает о своем первосвятительском служении, которое пришлось на переломные моменты отечественной истории. Он также оценивает процессы, которые происходят сейчас в обществе.

Патриарх Алексий II: 'Отрадно, что ныне наблюдается существенная корректировка курса, не оправдавшего народных надежд'.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)

- Ваше Святейшество, вы начали свое служение в Церкви с самого раннего детства. Как ныне, в год вашего 75-летия и 14-летия вашего Первосвятительского служения, вы оцениваете процессы, происходившие и происходящие в стране и Церкви?

- Господь привел меня быть свидетелем и участником многих событий новейшей истории, значение которых для судеб России и для ее Церкви сегодня еще не может быть оценено во всей полноте. Минувший век стал эпохой великих испытаний, огромных потерь, но вместе с тем это было время незабываемых достижений и славных побед, источником которых была, конечно же, не идеология богоборчества и классовой борьбы, но несокрушенная сила народного духа, крепкая отеческой верой и патриотическими традициями.

Перемены, произошедшие за последние полтора десятилетия нашей жизни, также не подлежат однозначной оценке. Конечно, народ России обрел политические и экономические свободы, что само по себе имеет огромное положительное значение для страны и ее граждан. Но одновременно с этим миллионы наших соотечественников оказались за чертой бедности, лишившись самых простых и насущных человеческих прав, среди которых право на труд и его достойное вознаграждение, право на социальную защищенность и профессиональную востребованность, право на доступное высококачественное здравоохранение и образование.

Причиной подобных социальных диспропорций в большинстве случаев является вовсе не отсутствие у наших сограждан желания или умения работать, а недостаточность социальной составляющей назревших экономических реформ, которые зачастую, к сожалению, осуществляются без должного учета российских традиций и реалий. Отрадно, что ныне наблюдается существенная корректировка курса, не оправдавшего народных надежд. Как следует из недавнего Послания президента России Владимира Путина Федеральному собранию, политическим руководством страны в качестве приоритетной цели определено построение экономически процветающего и политически стабильного общества, в котором каждому гражданину будут обеспечены не только право на достойную жизнь, но и возможности его реализации.

Ныне Церковь и государственная власть поддерживают конструктивный диалог по широкому кругу проблем современной жизни. Успешно развивается наше сотрудничество с государством в целом ряде областей, значимых как для общества, так и для служения Церкви. Видимые успехи достигнуты в сфере милосердия и благотворительности, в духовно-нравственном воспитании воинов, в душепопечении о заключенных, в противодействии распространению алкоголизма, наркомании, детской беспризорности.

Вместе с тем очевидно, что не все церковные инициативы, имеющие значительный социальный потенциал и серьезную общественную поддержку, находят должную оценку в некоторых органах светской власти. Например, до сих пор на самых разных уровнях встречаются факты неприятия идеи преподавания в российских школах "Основ православной культуры". При этом аргументы, приводимые противниками данной культурологической дисциплины, оказываются надуманными, не имеющими ничего общего с реальными интересами детей и их родителей.

Понятия свободы совести, отделения Церкви от государства, светского характера обучения, многонациональности и поликонфессиональности трактуются при этом формально, односторонне и лукаво с позиций агностицизма, атеизма или "религиозного реформаторства" в ущерб интересам будущего страны и правам ее юных граждан. В итоге получается, что подрастающее поколение России лишается возможности освоения культурно-исторической и национально-духовной традиции своего народа. К каким необъяснимым и парадоксальным ситуациям это приводит, хорошо видно на примере Москвы, где существует целый ряд государственных школ с этнокультурным компонентом: украинских, татарских, еврейских и так далее, но отсутствует преподавание "Основ православной культуры".

Вызывают озабоченность и некоторые изменения в налоговом и земельном законодательстве, ставящие под угрозу дальнейшее развитие социальных программ Церкви.

Причина подобных явлений, отрицательно влияющих на духовно-нравственный климат в обществе, отчасти кроется в не вполне изжитом атеистическом прошлом. Однако очевидно и другое: сегодня Церковь нередко сталкивается с попытками вытеснить религию из сферы общественной жизни в область частных, сугубо приватных интересов человека, не позволить религиозным ценностям оказывать серьезное влияние на бытие общества.

В современном мире, где все активнее утверждают себя либерально-секулярные стандарты, эта тенденция носит всеобъемлющий, глобальный характер. От того, удастся ли нам гармонизировать гуманистический цивилизационный выбор, например в сфере прав человека, с культурно-религиозной отечественной традицией, в конечном итоге будет зависеть историческая будущность России и судьба ее народа.

- В последнее время много говорят о духовном возрождении России. Насколько этот процесс реален? Не ограничивается ли он только открытием храмов и восстановлением монастырей?

- Да, этот духовный процесс вполне реален. Повсеместное возникновение новых приходов, восстановление и строительство храмов, возобновление монашеской жизни, массовое воцерковление людей, искалеченных атеистическим воспитанием, - все это видимым образом свидетельствует о кардинальном изменении духовно-нравственной ситуации в стране. Православие занимает все более важное место в жизни народа.

Если вчера наши прихожане считали достаточным для себя знание начатков православного вероучения и общепринятых правил церковного благочестия, то сегодня в народе Божием явственно ощущается потребность в приобщении к богословскому наследию Церкви, к углубленному его освоению. И дело здесь не только в интересе к огромному пласту духовной культуры, доступа к которому люди были насильственно лишены на протяжении жизни целых поколений. Здесь видится сознательное желание наших верующих строить свою жизнь в согласии с нормами и принципами христианской веры.

- С 1965 по 1986 год вы возглавляли Учебный комитет Русской Православной Церкви. Как в те времена удавалось сохранять традиции духовного образования и даже способствовать его развитию? И как вы оцениваете состояние духовного образования сегодня?

- Очень много для сохранения преемства русской духовной школы сделали профессора, трудившиеся еще в дореволюционных академиях. Подвижнические труды этих высокообразованных и преданных Церкви людей, а также их преемников позволили не только сохранить традиции дореволюционной школы, но и приумножить их. Конечно, в условиях господства атеистической идеологии и утеснения Церкви богословская наука не могла чувствовать себя совершенно свободной. Например, существовал ряд запретных тем, по которым было невозможно вести открытые научные изыскания. В особенности это касалось новейшей истории нашей Церкви.

Однако работа продолжалась и в период несвободы: множество трудов отечественных богословов и историков, сохранявших верность своему научному долгу, было написано, что называется, в стол, в надежде на грядущие публикации. Непросто было и полемизировать с официальной атеистической доктриной. Такая мировоззренческая полемика, пусть даже и в неявной форме, в рамках учебного процесса, да и самой церковной жизни, была неизбежной. Тем не менее Духовные семинарии и академии не только готовили образованных священнослужителей, но и вели активную научную работу. Достаточно перелистать тома сборника "Богословские труды", выходившие в те недобрые для Церкви времена.

Немалую поддержку сохранению духовного образования в нашей стране оказали контакты с Поместными Православными Церквами, с христианским миром вообще. Порой это оказывалось едва ли не единственным средством сохранить учебное заведение Церкви, как это было, например, в случае с моей альма-матер - Ленинградской Духовной академией. Именно активное вовлечение ее в сферу европейской богословской науки, приглашение на учебу в Ленинград иностранных студентов позволило спасти академию от закрытия.

С упразднением системы государственного атеизма ситуация коренным образом изменилась. Появились новые возможности, о которых прежде нельзя было даже мечтать, однако значительно возросли и требования, предъявляемые новым временем к духовному образованию клириков. Возвращение тысяч и тысяч наших соотечественников к церковной жизни, повсеместное возрождение разрушенных или закрытых храмов, строительство новых церквей и монастырей - все это потребовало создания условий для подготовки в самые короткие сроки кандидатов, достойных рукоположения в священный сан.

По всей стране открывались новые семинарии, училища, пастырские и регентские курсы, иконописные школы. Остро недоставало преподавательских кадров, учебных и методических пособий, и потому во многих местах духовные учебные заведения создавались и развивались на чистом энтузиазме. Стало очевидно, что система духовного образования нуждается в серьезной модернизации, это подчеркивалось в соответствующих решениях Архиерейских Соборов. Прежде всего надлежало разработать стратегию развития богословского образования в новых исторических условиях, создать предпосылки для совершенствования учебного процесса и научной деятельности в соответствии с требованиями нынешнего времени. В настоящее время эту работу на общецерковном уровне координирует Учебный комитет Русской Православной Церкви.

Особенно важной задачей я считаю приведение системы образования в духовных школах к тем стандартам, которые предъявляются во всем мире к подобным учебным заведениям. Высокий образовательный потенциал многих наших духовных школ позволяет это сделать, и сегодня уже можно говорить, что данная работа близка к завершению.

Не менее важной является задача по получению духовными школами лицензии на образовательную деятельность в соответствии с государственным стандартом "Теология" и по их аккредитации. Совершенно очевидно, что только таким образом возможно устранить ныне существующую дискриминацию дипломов Духовных семинарий и академий, признав их равное достоинство с документами, выдаваемыми светскими учебными заведениями. На пути реализации этих задач пока сохраняются сложности организационно-юридического характера, которые связаны, в частности, с тем, что правовое положение религиозных образовательных учреждений в современной России остается во многом противоречивым.

- Не могли бы вы рассказать нашим читателям о том, как в годы войны и после нее вам и вашей семье удавалось сохранять веру?

- Война всегда приносит неисчислимые страдания людям. И, рассуждая теоретически, может показаться, что, столкнувшись с таким крайним и страшным проявлением братоубийственной ненависти, каким является война, человек рискует пошатнуться в своей вере в Творца, в надежде на спасительный Промысл Божий. Однако подобное развитие событий духовной биографии верующего - скорее исключение из правила. Ибо именно такие крайние обстоятельства, как ежедневное существование на тонкой грани между жизнью и смертью, среди ужаса людского ожесточения, как раз побуждают верующего человека особенно остро осознать свой долг перед ближними, свою миссию в этом мире. Это долг и миссия христианской любви, свидетельства жизнью и смертью об истине человеческого бытия, которая есть Истина Христова.

Что же касается твердости стояния в вере, готовности человека отстаивать ее и следовать ей на всех путях жизни, то я глубоко убежден: колоссальное значение здесь имеет семья, в которой мы выросли, ее нравственная атмосфера, духовная преемственность поколений. Не меньшее значение имеют те встречи, которые Бог посылает нам в различные периоды нашего духовного становления. Например, на мое решение посвятить свою жизнь служению Церкви немало повлияли встречи в детстве с духоносными старцами, подвизавшимися в прославленных русских обителях. Но в основе этого решения был повседневный пример искренней веры моих родителей, их глубокой церковности, твердости, преданности Богу.

Мои детские и юношеские годы прошли в Эстонии. Там нашу семью застала Великая Отечественная война. И мне суждено было увидеть бедствия войны и человеческие страдания во всей полноте. На территории Эстонии гитлеровцы устроили несколько лагерей перемещенных лиц. Мой отец, повинуясь голосу пастырского долга и зову сердца, стал посещать несчастных пленников, стараясь духовно поддержать их, утешить, научить молитве. Многих окрестил, иных напутствовал и укреплял перед смертью... А кого-то даже удалось вызволить из узилища.

Меня, тогда еще подростка, отец брал с собой для исполнения обязанностей пономаря, а потом и чтеца. Где это было возможно, мы совершали богослужения на переносном престоле. И тогда я увидел, как в самых нечеловеческих условиях, перед лицом медленной и мучительной смерти, люди обретали великое утешение в жизни с Богом. Это очень глубоко отразилось на моем собственном духовном опыте: именно тогда мне был открыт сокровенный смысл человеческого страдания, в глубине которого человек встречается со своим Творцом...

А после войны пришло время испытаний другого рода, когда смерть уже, кажется, не стояла за спиной каждого. Однако исповедание православной веры требовало тогда от человека не меньшего мужества и твердости, чем прежде, ибо на смену довоенным массовым репрессиям духовенства и послевоенным послаблениям в отношении атеистического государства к отрицаемой им Церкви пришла новая волна жестоких гонений.

Время хрущевской оттепели для Церкви обернулось закрытием тысяч храмов, десятков монастырей и нескольких духовных семинарий, открывшихся после войны. Это было время, когда государством была официально провозглашена политика методичного и упорного административного вытеснения Церкви из жизни общества. Однако Церковь помнила тогда, как помнит и сейчас, слова Христа: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16: 18).

И вера в непреложность этого обетования придавала силы служителям и чадам Церкви во времена испытаний. Эта вера сделала возможным и нынешнее возрождение церковной жизни.

- Каково в целом ваше впечатление от освещения жизни Русской Православной Церкви в российских СМИ сегодня?

- Церковь не может жаловаться на недостаток внимания со стороны СМИ, и в целом мы благодарны журналистам за их искреннее стремление представить обществу объективную картину церковной жизни, разобраться в существе стоящих перед Церковью задач, помочь в решении ее проблем. К счастью, ответственные профессионалы, люди отечественной культурной традиции составляют среди журналистов, пишущих о Церкви, подавляющее большинство.

Однако, к прискорбию, встречаются авторы, делающие предметом своих выступлений исключительно негативные явления, которые неизбежно имеют место в жизни каждого общественного института. Зачастую это умножается на неприятие Церкви как таковой, на пристрастность и некомпетентность, а порой имеет место откровенное выполнение журналистом социального заказа антицерковных сил, и тогда в общественном сознании насаждается искаженный, далекий от действительности образ русского православия.

Мы относимся к подобной несправедливости достаточно спокойно, не вступаем в бесплодную полемику с хулителями, ибо хорошо помним, что Церковь Божия была гонима и уничижаема ее врагами с первых дней ее существования. И почти двухтысячелетняя история Церкви, и наша жизнь подтверждают правильность такой позиции: несмотря на нападки некоторых антицерковно настроенных СМИ, доверие и интерес к Церкви в нашем обществе отнюдь не падает, но неуклонно возрастает. И в этом нельзя не видеть знак благоволения Божия к тем трудам, которые наша Церковь несет во исполнение спасительной миссии, возложенной на нее Господом.

Марк Смирнов

21 июля 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования