Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ": У Христа за пазухой. В мордовской глубинке насельницы женского монастыря показывают крестьянам образцы рачительного хозяйствования на земле


Пока федеральные чиновники строят планы на отечественного сельхозпроизводителя, в провинции набирает силу другая форма хозяйствования, совершенно далекая от госструктур, – монастыри. Пока их доля в обработке пахотных земель не столь велика, но процесс развивается стремительно. Сельхозкооперативы, обложенные налогами и высокими тарифами на энергоносители, не могут соперничать с неожиданными конкурентами. Корреспондент "Новых Известий" побывал в "божественной сельхозартели" в мордовской глубинке.

Предсказание блаженной Дарьи сбылось в конце прошлой недели. В пятницу из Пензы в село Покров-Селищи Зубово-Полянского района пригнали башенный кран. С его помощью водрузили колокол и купола на новую каменную церковь. Высоченная вышла церковь. Издалека видно, как золотом блестят церковные маковки на солнце, напоминая пламя свечей, упирающихся прямо в небо.

"Когда в тридцатые годы прошлого столетия большевики закрыли последнюю церковь в этих местах, объявилась в селе блаженная Дарья. Она и предсказала, что будет гореть свеча над Покров-Селищами от земли до самого неба", – объясняет мне настоятельница женского монастыря игуменья Варсонофия – небольшого росточка 68-летняя женщина, с цепким взглядом из-под очков в толстой оправе. Точно так же она рассказывала мне эту легенду и три года назад, когда еще не было и речи о строительстве храма. Но уже тогда монастырь напоминал набухшую почку, готовую раскрыться и выйти за церковную территорию. Влияние богомольцев было в селе заметно с первого взгляда. Глава местной администрации согласовывал с духовником женской обители отцом Алексеем план газификации села, а в основной школе, примыкавшей к монастырю, все ученицы ходили в платочках. Учительница биологии в тот день с придыханием в голосе говорила о том, что три девочки из ее класса решили уйти в монастырь вопреки желанию своих родителей. Интересуюсь судьбой девчушек у Варсонофии.

"Среди послушниц монастыря местных нет", – отрезает она. За то время, что мы не виделись, село и монастырь успешно газифицировали. Школа переехала в новое здание, а старые помещения сельская администрация отдала монастырю. Впрочем, это отнюдь не самое главное приобретение богомольцев.

Женщины в черном

Женщины в черных одеждах появились в мордовском селе Покров-Селищи в начале 90-х годов прошлого столетия. Девять сестер, три коровы да небольшой огород – вот что было тогда. Потом в 1996 году здесь открылся Свято-Варсонофиевский женский монастырь. А к 2000 году христовы сестры возделывали уже 50 га земли и имели сотню овец.

Сейчас монашки обрабатывают 250 га земли, сеют зерновые – пшеницу и ячмень, сажают картофель и свеклу. В хозяйстве 30 дойных коров, более 300 овец, сотни кур и уток, пасека, в теплице растут огурцы и помидоры. Есть у богомолок своя пекарня, мельница, молотилка, коптильный цех, несколько тракторов и сельхозмашин. Местные сельхозкооперативы значительно уступают монастырскому подворью по оснащенности техникой и едва держатся на плаву, балансируя на кредитах, ссудах и лизингах. А насельницы обители тем временем уже завоевали местный рынок. Излишки своей продукции: копченых кур и уток, молоко, яйца они продают на базаре в райцентре. У прилавка, за которым торгуют женщины в черном, выстраивается длинная очередь. Знают, не обвесят монашки, не обсчитают.

Монастырские дети

Впрочем, успех и процветание это всего лишь фасад, вывеска. Причины, по которым это натуральное, и, по сути, феодальное хозяйство обгоняет в развитии сельхозпредприятия, кроются в укладе жизни, спрятанной от глаз посторонних. Живут здесь 25 послушниц, 14 монахинь и 8 инокинь из Пензы, Москвы, Тулы, Саратова, Сибири. Среди них есть пожилые женщины с лицами, изъеденными морщинами, побитые, перемолотые жизнью и сбежавшие от нее за монастырские стены, и совсем юные девы, чьих губ не касалась помада, а румянец на щеках появляется лишь от мороза. А еще здесь живут дети, которые родились у нынешних послушниц до ухода от мирской жизни. Среди них есть и совсем крохи.

"В монастыре сейчас девять детей, – объясняет Варсонофия. – Для самых маленьких мы собираемся построить детский сад, а старшие занимаются в местной школе. Все учатся очень хорошо".

Дальнейшая судьба детей, в общем-то, предопределена. Кого-то из повзрослевших девчонок, быть может, выдадут замуж за священников, другие так и останутся в монастыре. Девятнадцатилетняя послушница Надежда, доит коров на монастырской ферме. С малых лет она ездила с богомольной матерью по монастырям. А четыре года назад они обосновались здесь. Перетянутый поясом бесформенный черный балахон, симпатичное личико, раскрасневшееся от жары и работы. Другой жизни она и не видела.

"Ты не хотела пойти учиться, потом найти работу, завести семью?" – спрашиваю ее и, ловя на себе недовольный взгляд игуменьи, неожиданно понимаю, что с этим вопросом я выступаю здесь в роли змея-искусителя.

"Да я об этом как-то никогда и не задумывалась", – опускает голову девушка.

Вряд ли задумается о другой жизни и 13-летняя Ирина Савоськина из села Курташки Атюрьевского района Мордовии. Сюда ее привезла мать. 14 лет назад в ее семье случилось страшное горе. Пожар унес жизни брата и сестры. Ирина тогда еще не родилась. Ее мать после этого дала обещание, что если у нее еще будут дети, то они посвятят себя служению Богу. Год назад Ирина оказалась в монастыре.

Девчушка сгребает скошенную высохшую траву в валки на поле наравне со взрослыми и одета точно так же, как они. Солнце печет невыносимо. А у нее на лице улыбка. "Мне хорошо здесь", – говорит Ирина.

А игуменья продолжает объяснять нехитрые монастырские истины: "Молитва и труд. Думать ни о чем не надо. Благословили на кошение сена. И ты косишь и косишь, и нет у тебя других забот".

"Уцененный товар"

Нет забот и у семи немощных старух в устроенном при монастыре своеобразном хосписе.

"Уцененный мы товар, – скрипучим голосом объясняет столетняя Прасковья Шумбасова из села Журавкино. – Никому были не нужны". Ее перебивает медсестра Рая Белкина.

"Им здесь у нас хорошо, мы их кормим и поим, и лекарства даем, если бы не мы, давно бы бабульки померли. Ведь их чуть ли не полумертвых сюда привозят. Все от них отказались. Дома от голода умирали", – рассказывает она.

Работает Раиса при монастыре второй год, официально числится в штате районной больницы, там же получает зарплату, хотя хоспис основан монастырем и существует на монастырские средства.

Слушает бойкую речь медсестры послушница Людмила, ухаживающая за старушками, и неожиданно повторяет за ней: "никаких забот". Рядом ее сын Гриша, эпилептик, умственно отсталый ребенок. Он что-то бормочет, подергивая головой. На днях ему исполнилось 16 лет. В монастырь Людмила пришла из-за него. Родилась она в Сибири, училась в институте, работала инженером на заводе. Вышла замуж. Родила дочь, а потом родился Гриша. Муж, узнав о болезни сына, ушел к другой. А она, объездив все клиники и всевозможных целителей, обратилась к Богу. Старшая дочь воспитывается у родителей Людмилы.

"Девятнадцать лет ей, приезжала она ко мне недавно. Звала назад, своя квартира в Новосибирске у нас. Но я отказалась, – говорит послушница, – здесь Грише лучше".

…Уезжая из монастыря, увидел, как на трассе в райцентр сестра Наталья на "девятке" лихо обогнала запыленный "уазик" председателя местного СХПК.

Справка "НИ"

Из 1498 монастырей, существовавших в России в 1914 году, к 80-м годам прошлого века осталось всего 12. По данным Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, сейчас в стране 405 действующих православных монастырей. В собственности РПЦ на территории России находятся лишь два столичных объекта: храм Всех Святых на Кулишах и Донской монастырь. Остальное имущество передано церкви государством в бессрочное безвозмездное пользование. Земельная собственность РПЦ была национализирована большевистским декретом "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 23 января 1918 года. Представители РПЦ сегодня высказываются за постепенное возвращение церкви имевшейся у нее собственности. Патриарх Алексий II призывает возвращать сельхозугодья тем монастырям, которые успешно работают на земле.

Герман Петелин

"Новые известия", 20 июля 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования