Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ДАГЕСТАНСКАЯ ПРАВДА": Не столько буква, сколько дух...


В последнее время в "Дагестанской правде" опубликован ряд материалов в защиту конституционного принципа свободы совести, отчасти нарушаемого сегодня попытками ввести религиозное образование в школе ("На перепутье", Г. Нурмагомедов, 28 янв. 2004 г., "Все - ложь, наука - правда", К. Акимов, 2 марта 2004 г., "Мягко стелют..." М. Муслимова, 15 мая 2004 г. Я разделяю тревогу авторов этих публикаций.

Ситуация по сути складывается конфликтогенная. Введение в школьное образование уроков православия или ислама действительно не столько разрешит проблему, сколько создаст новые.

Показательно, что участники передачи "Свобода слова" (НТВ, 9 апреля 2004 г.), в которой шло обсуждение того же вопроса, к единству мнений так и не пришли. Если сами представители православной церкви и не ратовали за воссоединение функций государства и церкви, за православное образование в школе, то некоторые известные представители российской интеллигенции воевали за это с пеной у рта (Н. Бурляев, Н. Нарочницкая), а такой представитель интеллектуальной элиты, как академик В. Гинзбург - лауреат Нобелевской премии - отверг все теизмы и резюмировал: "Будущее человечества - демократия, образование, наука и атеизм!" Наверное, каждый из участников передачи был прав по-своему, но ведь решение о школьном образовании может быть вынесено только одно! Стало быть, нужен компромисс!

Первый вопрос, который при этом возникает: почему школа? Разве не существуют институт семьи, религиозные институты сами по себе? Разве нет у нас телевидения с его воспитательным воздействием? (Ведь как телевидение не организуй - оно в любом случае воспитывает. Вопрос - как именно?)

Конечно, при полной коммерциализации большинства телеканалов говорить о возможностях телевидения в системе воспитания подрастающего поколения страны очень трудно. Обидно, что самые лучшие фильмы и передачи, дающие более или менее сильные импульсы духовному развитию личности, появляются на телеэкране, как правило, в самое неудобное время. Смотреть их можно только во вред своему здоровью, работе и учебе. Надо еще иметь в виду, что в отношении приема различных телеканалов возможности Махачкалы нельзя сравнивать с возможностями, скажем, Избербаша или других городов и районов республики. Мало того, во многих городах и районных центрах по вечерам почти все центральные каналы перекрываются местными телеканалами, на которых, кроме поздравлений с днем рождения и местной рекламы, ничего практически нет. Качество же редких передач с участием местных представителей мечети оставляет желать лучшего. Словом, надежда на телевидение пока очень небольшая. К сожалению!

Представители религиозных конфессий, естественно, хотят выправить сложившуюся ситуацию единственно верным, как им кажется, способом - расширив свое собственное влияние на детей и молодежь. Конфессии рвутся в школы не от излишней хитроумности, а от понимания того, что совесть надо воспитывать в детях сызмальства, иначе понятие "свобода совести" вообще станет абсурдным. Но это действительно благое намерение, как это ни обидно, превращает школу в поле битвы за превосходство одной конфессии над другой. Мало того, религиозные догмы часто не сообразуются с базисным, научным подходом к образованию. Как тут быть?

Я согласна с утверждением Миясат Муслимовой о том, что в убеждениях человек должен определяться сам, что "место и время обретения веры непредсказуемы на пути поиска". Есть только очень важная деталь: кто же привьет ребенку любовь к этому самому поиску? Ведь наши, в большинстве своем циничные дети, ничего искать не хотят!

Одной литературы в цикле школьных предметов для этого мало. В священных писаниях мировых религий отражен весь духовный опыт человечества, и оставлять его где-то за бортом базисного образования никак нельзя. Миясат Муслимова предлагает: "Наиболее оптимальный путь изучения конфессий в поликонфессиональных образованиях - это изучение их в рамках общего предмета "Основы мировых религий".

Пусть она не будет вполне религиоведческой дисциплиной, т.е. не будет изучать религии во всей совокупности космологических представлений, обрядов, ритуалов. Пусть в этом предмете будет не столько буква, сколько дух всех крупнейших религиозных и морально-этических учений мира. Такой предмет помог бы воспитать веро -и этнотерпимость, и даже если ребенок не выбрал бы себе тот или иной духовный путь (на что у него, безусловно, есть право), он лучше бы ориентировался в вопросах нравственности.

Все телевизионные исламские передачи, к сожалению, слишком много внимания уделяют формальным вопросам веры: количеству молитв, их ритуальной форме, календарной привязке тех или иных ритуалов. Иногда обсуждаются такие вещи, как запрет на глотание слюны в день поста или ненамеренное попадание воды в рот и т.п.

Естественно, на уроках религиоведения такие проблемы обсуждать было бы нецелесообразно. Если кто-то из детей сделает самостоятельный выбор в пользу ислама - он может изучить все это под руководством алимов. А в школе, наверное, имеет смысл изучать лишь суть, содержание, основу религиозных и других этических учений; и преподавать этот предмет должны не представители конфессий, а специалисты.

Нам нужны свободные личности?

Да, разумеется, свободная личность не довольствуется готовыми формулами поведения и постоянно находится в состоянии поиска путей к совершенству. Но это, надо сказать, очень тяжелое, очень трудное состояние, требующее большой душевной выносливости.

Если уж государству действительно нужны такие сильные личности, то надо создать почву для их развития: от простого к сложному, так же, как и другие науки, изучать науку духовную.

Если же считать, что детство - неподходящий возраст для овладения своими собственными страстями и выбора прекрасных целей, то подавляющее большинство россиян до этого возраста недозреет никогда.

Л. Саидова, Избербаш

"Дагестанская правда", 15 июля 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования