Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ВОЛЖСКАЯ КОММУНА": Святее папы…или «наш советский колумбарий»


В редакционной почте "ВК" обнаружилось весьма любопытное "обращение". Есть смысл познакомить читателей с ним полностью, не меняя ни буквы, не исправляя ошибок, дабы для чистоты полемики позиция его авторов предстала во всей первозданной полноте.

Уважаемая редакция!

Вкладываю вам текст открытого письма Православной общественности и рядовых Православных самарцев к главе города Г.С. Лиманскому по поводу строительства крематория.

Текст письма передан сегодня в городскую администрацию. Просим проинформировать читателей.

А.Е. Жоголев, редактор Православной газеты "Благовест"

Главе города Самары Г.С. Лиманскому

Уважаемый Георгий Сергеевич!

Мы, Православные самарцы, представители творческих и общественных объединений и простые граждане города, обращаемся к Вам с просьбой не допустить возобновления строительства в нашем городе крематория. Мы призываем Вас не идти на поводу у тех сил, которые стараются сеять всевозможные слухи и фобии и под этим информационным прикрытием подтолкнуть администрацию города к принятию ошибочных, греховных решений. 25 июня по ГТРК "Самара" в новостной передаче был показан большой сюжет о том, что якобы отсутствие в Самаре крематория может стать уже в ближайшее время причиной вспышки различных инфекционных заболеваний и даже эпидемий. Мастера "черного пиара" не побрезговали даже таким грязным приемом, как запугивание населения с целью продвинуть осуществление своей пагубной цели. В передаче говорилось, что захоронения на городских кладбищах бомжей, больных туберкулезом и другими тяжелыми инфекционными заболеваниями могут привести к вспышке эпидемий этих болезней. Причем для создания видимости объективности привлекли к комментированию сюжета даже главного патологоанатома медсанчасти № 1 г. Самары В.И. Мельника. Только забыл уважаемый представитель науки, что причины возникновения эпидемий и других стихийных бедствий в ином - в массовом нарушении Божиих заповедей людьми. Испокон века на Руси всех - и убогих, и бедных, и богатых - предавали земле. И никаких болезней или эпидемий от этого не происходило.

Уважаемый Георгий Сергеевич! Мы давно знаем Вас как человека глубоко Православного, много сделавшего для того, чтобы наш город был просвещенным и духовно богатым. И потому мы просим Вас взглянуть на обсуждаемую проблему не только глазами администратора и хозяйственника, но Православного человека, для которого смысл жизни - и, соответственно, служения на своем высоком посту - в соблюдении заповедей Божиих.

В настоящее время строительство самарского крематория заморожено. Но известные силы подталкивают Вас к принятию не столько даже политически, сколько нравственно пагубного решения возобновить его строительство - якобы на благо горожан. На самом деле, если в Самаре вовсю заработает печь по сжиганию человеческих тел, гнев Божий может обрушиться на наш богоспасаемый град.

Православная Церковь категорически не приемлет практику кремации, какими бы аргументами она ни оправдывалась. В Царской России не было ни одного действующего крематория, и не случайно пришедшие к власти богоборцы-большевики в первых же своих декретах узаконили и стали широко применять практику сожжения человеческих тел. Это был вызов многовековой Православной традиции, всем устоям и укладу русской жизни.

Христианское вероучение объясняет смысл земной человеческой жизни как подготовку к жизни вечной. По учению Церкви, все умершие воскреснут - одни чтобы наследовать Царство Небесное, другие - чтобы получить по греховным делам своим. В чине церковного Богослужения есть такие слова: "…земля еси и в землю отидеши". Вот почему Православное сознание не может мириться с практикой сожжения людей в печах крематориев. И только грубые материалисты могут подходить к решению такого тонкого духовного вопроса, затрагивающего глубинные религиозные чувства людей, с критериями выгоды, экономии и проч. Да, сжигать человеческие тела удобнее, проще и дешевле, чем хоронить их по Православным традициям. Но неужели жизнь человеческая уже настолько обезценилась, что даже и смерть подпадает под критерии рынка и рыночной стоимости? И людям, обнищавшим от всевозможных реформ, не стяжавшим богатств на земле, будет отказано в самом простом, самом последнем и естественном даре - клочке земли для упокоения их тел?! Ведь без лишних аргументов понятно, что в первую очередь печи крематориев будут принимать тела неимущих граждан, бомжей, безработных, инвалидов, престарелых людей, чьи родственники не смогут заплатить за полноценные похороны. А ведь среди таких людей в нашем городе подавляющее большинство - Православные, наши братья по вере. Практику сжигания людей отвергает и большинство других традиционных религий и конфессий на территории Самарской области.

Особенно прискорбно, что возобновление строительства крематория может быть продолжено на средства налогоплательщиков, то есть тех самых людей, по которым и ударит впоследствии это пагубное решение. Российское законодательство не запрещает практику сожжения тел умерших людей, как в Православной Греции, где кремирование запрещено законом. Но нравственный закон, конечно же, исключает такую возможность. И потому мы просим Вас при принятии решения прислушаться к голосу разума и совести, а не к лукавым голосам в телеэфире и некоторых других СМИ, по сути навлекающим гнев Божий на всех нас.

Небесный покровитель Самары Святитель Алексий, Митрополит Московский, пророчествовал, что в нашем городе просияет благочестие. Но исполнение этого пророчества во многом зависит от нас - от нашей устремленности к добру, готовности жить в согласии с вечными законами совести.

С уважением,

Подписи под обращением Православной общественности к Главе города Самары Г.С. Лиманскому с протестом против возобновления строительства в Самаре крематория:

Всего 207 подписей.

9 июля 2004 года.

Перво-наперво после прочтения возникает вопрос, а кто вам, господа-товарищи, дал право за меня, за нас решать, нужен Самаре крематорий или не нужен? Хотите, чтобы вас закопали – закопают. А мой сосед хочет, чтобы его сожгли и урну с прахом поместили ну если не дома, то в специальное хранилище-колумбарий. Есть право выбора. Конституционное право. Статья 28. Свобода вероисповедания. Вы хотите лишить меня этого права? Нехорошо. Говорите, раз налоги платите, то имеете право? И я, и мой сосед - сторонник кремации - тоже платим. И он не один такой.

Где же ваша терпимость, толерантность? В современном мире – веротерпимость – одно из условий существования любой религии. А то ведь чисто "совковыми" призывами "делай как я" можно скомпрометировать самую благородную и светлую идею. Исламисты-фундаменталисты так и поступают со своей террористической практикой и проповедью "джихада" - священной войны против всех иноверцев. Не надо превращать гуманизм христианства в нетерпимость и ущемление прав тех, кто иначе молится "не тем" богам или вообще не молится. Православнее как одно из направлений христианства как раз и отличается известной веротерпимостью. Инквизиции, слава Богу, на Руси не было. Ну подумаешь, жгли немножко на кострах сектантов-стригольников, ну сгноили в холодной яме старообрядца протопопа Аввакума, ну кандалами да казнями "пожаловали" его единоверцев от боярыни Морозовой до простого смерда. Но это же перегибы. У истории дорога ухабистая, всяко бывало. Но в целом… в целом, мне кажется, для православия более типична интеллигентная терпимость. Как не вспомнить имена таких религиозных деятелей и мыслителей, как отец Иакинф Бичурин – великий путешественник и ученый, основатель российской китаистики, благодаря целому каравану с письменными источниками, который он привел из Китая в начале ХIХ века, Россия и Европа познакомились с древней и средневековой историей Китая, Японии, Монголии. А Владимир Соловьев – сын великого русского историка, своеобразный философ-мистик, великолепный поэт-лирик, его философия и поэзия буквально оплодотворили все творчество Александр Блока и многих других поэтов "серебряного века". А Константин Леонтьев – проповедник идей славянского братства, превративший культ монашества в целую философию. И уже совершенно необходим в этом ряду Павел Флоренский – ученый-энциклопедист, в чьих сочинениях причудливо переплетаются христианство и физика, иконопись и математика. Он был одним из символов духовного диссидентства в "Совдепии" 20-30-х годов прошлого века.

Позволяю это пространное отступление с единственной целью: напомнить представителям "православной общественности", подписавших обращение к мэру Лиманскому о том, что "совковые" методы типа "не пущать" могут лишь навредить пропаганде православных ценностей.

Есть в любой идеологии такое явление – прозелитизм. Это когда новообращенные, уверовавшие в какую-либо идею, начинают не в меру рьяно, обращая в основном внимание на формальные, внешние проявления проповедовать ее, доходя до печально известного иезуитского "цель оправдывает средства". В этом как раз очень "отличились" "богоборцы-большевики", которых так обличают ненавистники крематория. Не впасть бы в этот грех и им. Это всего лишь пожелание. Если же посмотреть на факт появления подобного "обращения" шире, то это всего лишь одно из свидетельств экспансии религиозной обрядности на жизнь светскую. Или, как некоторые изящно выражаются, "религиозный ренессанс". Если подобная "общественность" найдется среди других конфессий, то мусульмане могут потребовать объявления пятницы выходным днем, запрещения взимать проценты по кредитам, ведь по Корану это страшный грех. Иудеи придумают что-нибудь насчет субботы, свинины и пр. Они ведь тоже платят налоги. И пошло-поехало. Куда придем

Всем прозелитам от православия хочется напомнить завет: "Богу – богово, кесарю – кесарево". Задавшись вопросом "в каком веке живем?", не могу не процитировать еще раз замечательный пассаж: "…причины возникновения эпидемий и других стихийных бедствий… в массовом нарушении Божиих заповедей людьми. Испокон века на Руси всех – и убогих, и бедных, и богатых – предавали земле. И никаких болезней или эпидемий от этого не происходило". Ой ли? Крепко сказано, особенно насчет причин "стихийных бедствий и эпидемий".

Хочу напомнить авторам некоторые факты: в бюджете Министерства труда и социального развития Самарской области только на нынешний год заложено 8,4 млн. рублей на – дословно – "погребение умерших граждан, на работающих и не являющихся пенсионерами на день смерти". Среди таковых изрядную долю составляют те, кого именуют "бомжи". Тысячу рублей пособия. На погребение каждого гражданина выплачивает Пенсионный фонд. Эти суммы кратно увеличена для различных категорий "льготников": инвалидов-чернобыльцев, жертв политических репрессий и др. Так что заявлять, что "в первую очередь печи крематориев будут принимать тела неимущих граждан, бомжей, инвалидов, престарелых людей, чьи родственники не смогут заплатить за полноценные похороны", несколько преждевременно. До сих пор всех хоронили, будут и впредь. Кто пожелает. А пожелает кремацию – извольте, последняя огненная купель и, как говаривали Ильф и Петров, "в наш советский колумбарий", то бишь в специальное хранилище урн с прахом. Если родственники не распорядятся иначе.

Практика кремации уже тысячелетиями распространена у самых разных народов. Была она в обычаях древних германцев, славян, скандинавов, греков, индусов и других народов. Широко практикуется и сейчас. Не вижу ничего кощунственного в том, что кто-то сжигает, кто-то закапывает, в гробу или без, кто-то мумифицирует. Сколько народов – столько обычаев. Навязывать вот только ничего не надо. В Москве и Петербурге крематории - и не по одному - работают уже десятилетиями. Гром небесный не разразил. Кстати, один из них находится на территории некрополя Донского монастыря. Более того, наслышан я, что еще в советские времена существовала программа строительства крематория в каждом городе-миллионнике. Почему Самара должна быть исключением? Во сколько ярусов уже укладывают покойников на Старом городском кладбище, на "Металлурге"? Переполнены "Рубежка" и "Стромилово". Что, прикажете половину Волжского района превратить в "поля мертвых", чтобы все потом, если верить утверждениям некоторых, могли воскреснуть и перейти к жизни вечной? Да, строительство самарского крематория давно заморожено. Хоть и нужен он городу позарез. Причина известная - денег нет. Однако, зная богобоязненность нашего градоначальника Георгия Сергеевича Лиманского, могу предположить, что ему такие странные "обращения" очень кстати. Это, кажется, называется "сделать хорошую мину при плохой игре".

Сергей Рязанов

"Волжская Коммуна", №130, 17 июля 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования