Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"HAARETZ": Друг Израиля в исламском мире. Интервью экс-президента Индонезии Абдуррахмана Вахида


Абдуррахман Вахид, бывший президент Индонезии с 1999 и 2001 года, один из выдающихся и влиятельных лидеров, лишился своего поста в результате импичмента по обвинению в коррупции, и потому не смог участвовать в последних президентских выборах. Сам Вахид утверждает, что процесс импичмента был инициирован правящей элитой, испугавшейся активных действий президента по борьбе с коррупцией, утверждения в стране подлинной демократии и власти закона.

Абдуррахман Вахид родился в 1940 году, в аристократической семье на Восточной Яве. Его отец был первым министром по религиозным делам после провозглашения независимости Индонезии. Он получил блестящее образование в Индонезии, а также в Каире. В 80-е годы он возглавил организацию "Нахдлатуль Улама" и приобрел известность как мусульманский теолог. В 90-е годы Абдуррахман Вахид стал одним из символов растущей оппозиции диктатуре генерала Сухарто. Двое других – Мегавати Сукарнопутри и Амин Раис, лидер модернистской мусульманской организации "Мухамадийя". В тоже время у него близкие отношения с генералом Виранто, также участвующим в нынешних выборах и другими влиятельными "силовиками".

Вахид известен как сторонник умеренного ислама, отделения ислама от государства и защитник национальных и религиозных меньшинств страны. Несмотря на сделаные им политические ошибки и скандальный уход, он по-прежнему остается одним из влиятельных политиков страны.

Абдуррахман Вахид шесть раз посещал Израиль, в последнее время как гость Института изучения мировых религий (Элиях), и других академических научных организаций

– Вы известны как друг Израиля. Это довольно необычно для исламского лидера.

– Я полагаю, что это неправильное представление, будто ислам по определению несовместим с признанием существования государства Израиль. Такое мнение – это арабская пропаганда. Но давайте делать различие между арабами и исламом. Многие утверждают, что я – агент Запада. Да, я проповедовал эту идею, при этом всегда подчеркивая, что это точка зрения абсолютного меньшинства в элите. Я всегда утверждал, что Китай и Советский Союз записывали атеизм в конституцию, но, несмотря на это, мы имели с этими странами долговременные и стабильные отношения. У Израиля репутация страны с высоким уровнем пиетета по отношению к Богу и религии, поэтому у нас нет никаких причин быть против этой страны.

– Что Вы можете сказать об аятах Корана против евреев?

– Коран – исторический документ. Когда Беназир Бхутто стала президентом Пакистана, один высокопоставленный мусульманский священнослужитель пришел ко мне в офис Нахдатуль Улама и попросил выпустить фетву против Бхутто. "Зачем это надо?" – спросил я его. "Потому что в Коране говорится, что быть лидером и руководителем – несчастье и не женское дело", ответил он. Да, ответил я, во времена Корана лидеры должны были командовать воинами в бою или вести караваны по пустыне, то есть они однозначно должны были быть мужчинами. Лидерство было персонализировано, а в наше время оно институционализировано. Беназир Бхутто не могла принять ни одного решения без своего кабинета министров, кабинет министров без законодательного органа власти, а законодательный орган без Верховного Суда, и везде там были мужчины. "Да, я понимаю вашу точку зрения, но все-таки хочу, чтобы вы вынесли фетву". Это иногда очень трудно – отбросить прошлое, но этого не избежать. Необходимо постоянно переосмысливать Коран.

– Но Вы не боитесь, что при всех изменениях и дополнениях люди просто перестанут верить?

– В Коране содержатся принципы, общие для всего человечества, для процветания справедливости. И поскольку я как лидер в это верю, я также верю, что люди последуют этим принципам.

– Но где-нибудь еще существуют эти принципы, например, в Библии?

– Об этом говорится повсюду. Мой добрый друг, раввин Бакши Дорон, например, ортодоксальный иудей, но он постоянно старается переосмыслить слова Торы.

Cуществует ли в Индонезии мусульманский фундаментализм?

– Нет. Террористические акты происходят и даже усиливаются только по причине слабости нашего правительства, которое не хочет предпринимать никаких действий против террористов. Президент Мегавати просто боится, хотя ее сторонники часто говорят, что стране надо бояться только одного – собственно страха.

– Распространен ли исламский фундаментализм среди бедных? И способствуют ли такие глобальные телесети как "Аль-Джазира" и "Аль-Арабия", расположенные на Ближнем Востоке и имеющие зону покрытия по всему миру, распространению подобных идей в Индонезии?

– Нет. У мусульман Индонезии могут найти отклик только идеи умеренности, а не фундаментализма. Да и большинство арабов против того, что мы привыкли читать в газетах и видеть по телевидению (вы понимаете, что я имею в виду). Когда вы воображаете себе, что палестинцами управляют бомбисты-самоубийцы, вы совершенно не правы. Проблема в том, как обуздать это воинственное меньшинство. Для этого нужна моральная сила, которую Ясир Арафат отнюдь не демонстрирует. Ахмед Куреи, премьер министр Палестинской Автономии – политик умеренный, и тот факт, что он был избран, означает, что для фундаменталистов пришли не лучшие времена. Что сейчас необходимо, так это демонтаж системы терроризма, последовательно шаг за шагом. Я думаю, у Куреи хватит на это воли.

– Вы согласны с идеей Сэмюэля Хантингтона о конфликте цивилизаций?

– По-моему, профессор Хантингтон не видит за деревьями леса. Например, возьмем такое обстоятельство: сегодня на Западе учится более 100 000 студентов из мусульманских стран, в какой-то мере воспринимая и западную культуру. Но от этого они не станут полностью "западными" людьми. Я, например, ношу западную одежду, но в то же время никогда не выпил ни капли спиртного, не пытался поменять пол и не занимался другими подобными делами. Я отличаюсь от мусульман прошлых лет, но при этом не становлюсь западным человеком. У Хантингтона двойные стандарты. Например, если ультраортодоксальные иудеи кидают камни в шаббат, веря, что этим они выполняют заповеди Божии, он говорит: да, они заблуждаются, но они – наши дети, дети нашей культуры. Но если мусульманская молодежь совершает нечто, что не укладывается в западное понимание, Хантингтон начинает кричать: "Они против нас!" Вот он – двойной стандарт.

– Что, по-вашему, может сделать Израиль и иудеи, чтобы наконец-то между иудаизмом и исламом воцарился мир?

– Надо, чтобы обе стороны творили справедливые дела в отношении друг друга. Бывает, что несправедливость исходит от арабских стран, но бывает и наоборот. Вы, израильтяне, равно как и арабы, должны проанализировать, где, в какой момент вы поступаете неправильно. И нужно чтобы с обеих сторон выступали лидеры, которые доверяют друг другу. А в ситуации, когда Шарон против Арафата, а Арафат против Израиля, никакого результата не будет. Переговоры успешны, когда стороны доверяют друг другу.

– Действительно ли еврейское государство на Ближнем Востоке составляет проблему для ислама?

– Только если вы придерживаетесь мнения, что ислам требует, чтобы было исламское государство. Во всех странах, где формально существует исламское государство, имеются проблемы. Мусульмане повсюду, если они имеют право голоса, отвергают принцип исламского государства. И не потому, что они против ислама. И я тоже за ислам. Но я против исламского государства.

– Может ли "умеренный ислам" Индонезии оказать влияние на другие исламские страны?

– Cреди мусульман развелось так много террористов и вооруженных боевиков, потому что в исламском мире нет настоящего лидера. Одна из целей возглавляемой мною партии – сделать Индонезию лидером мусульманского мира и тем самым предохранить его от влияния таких личностей как Бен Ладен. Ведь к нему прислушиваются лишь потому, что не звучит другой, столь же громкий голос. А голос монархов и правителей мусульманских стран не слышен, потому что все они – сами деспоты.

– Чтобы Вы хотели пожелать Израилю?

– Делайте свое дело, и будьте верны себе. Этого достаточно.

10 июля 2004 г.

Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования