Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ": "Россия остается уязвимой от опасности реванша самых темных сил"


В пятницу Государственная дума России разрешила свастику. Депутаты отвергли законопроект, предусматривающий ответственность за публичное использование нацистской символики. О том, почему российским нацистам так дороги свастика и "арийские предки", корреспонденту "Известий" Ольге ТИМОФЕЕВОЙ рассказал автор готовящейся к печати книги "Интеллектуальные лабиринты. Очерки идеологий в современной России", ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук Виктор Шнирельман.

- Как проник в Россию арийский миф?

- Это началось в войну, когда на оккупированных германскими войсками территориях велась массированная нацистская пропаганда. Второй этап относится к 1970-м, когда русские националисты обнаружили "Влесову книгу", сфабрикованную эмигрантами к началу 1950-х и выдаваемую за чудом уцелевшую дохристианскую летопись. В ней воспроизводились знакомые сюжеты арийского мифа, но вместо германских предков фигурировали славянские. Третий этап - 1990-е, когда русские радикалы завязали контакты с западными неонацистами, снабжавшими их расистской и неонацистской литературой. В 1970-1980-х арийский миф жил на страницах научной фантастики крайне правого толка, а с рубежа 1980-1990-х стал основой шовинистических идеологем, заполонивших радикальные издания. Затем он пришел на страницы патриотических журналов и привлек внимание писателей. Так как речь идет о книжном знании, неудивительно, что арийский миф бытует среди части интеллигенции, особенно научно-технической, представители которой с не меньшим жаром искали в 1980-х снежного человека и космических пришельцев.

- Некоторые утверждают, что "здоровый национализм" заложен в природе человека как "нормальная межвидовая борьба".

- В природе человека заложены физиологические инстинкты. Все остальное прививается культурой. По сути национализм возник в XVIII веке и был важным этапом при переходе от сословно-монархических обществ к обществам массовой политики, где легитимизация власти зависела уже не от опоры на трансцендентные силы, а от поддержки народа. Отсюда обращение к национальным чувствам. Человечество представляет собой единый биологический вид, и все рассуждения о "межвидовой борьбе" - опасная провокация.

Специалисты делят национализм на гражданский и этнический. Гражданский исходит из понятия гражданского сообщества, включающего граждан государства независимо от национальности. Чтобы государство нормально функционировало, люди в нем должны объединяться едиными культурными нормами и говорить на общем языке. Современное государство допускает разнообразие языков и культур, а международные нормы требуют от него поддерживать этнические меньшинства.

Этнический национализм основан на лояльности единой этнической культуре и языку. Люди другой культуры вызывают подозрение и исключаются из круга обладающих полными правами. Уже очевидно, что чрезмерный акцент на этничность и "самобытность" ведет к расизму. В современном мире происходят масштабные миграции, не оставляющие места для моноэтничных государств, и политические проекты, основанные на этничности, ненаучны и опасны.

Умеренный национализм свойствен гражданам современных демократических государств (иногда он называется патриотизмом). В нашей стране термин "национализм" воспринимается негативно, так как гражданского национализма у нас никогда не было. Он прочно связан с гражданским обществом, которое нам еще предстоит создать.

- Кто такие неоязычники? Насколько их идеи близки нацизму?

- Неоязычество - новая религия, возникающая у нас на глазах. Ее активисты говорят о возвращении к дохристианским верованиям, которые якобы могут восстановить гармонию в современном мире. Неоязычество возникло на Западе, у нас его зарождение относится к 1970-1980 годам и связано со спорами вокруг упомянутой "Влесовой книги". Вот почему для неоязычников такое огромное значение имеют свастика как "древний русский символ" и "арийские предки".

- Справедливо ли утверждение, что современные этнические конфликты рождаются в головах ученых?

- Ученые - штучный товар. От ученого требуется быть преданным науке и следовать научной методологии. Но ученый не сверхчеловек. Он живет в обществе, подвержен его страстям. Перед ученым всегда непростой выбор между научными и общественными (патриотическими, националистическими, этническими) ценностями. Для одних приоритетна наука, для других - общество. Для одних историков нет ничего странного в том, что князья Рюрик и Олег были скандинавами, а другим такой вывод кажется непатриотичным. Одни выступают в судах против неонацистов и расистов (и иногда получают в награду пулю), а другие делают все, чтобы спасти их от суда. Слово ученых значит очень много. Не случайно творцы современных националистических мифов выдают себя за ученых или апеллируют к мнениям специалистов (нередко их искажая!) Ученый, для которого патриотическая идея важнее научной истины, вполне способен выковывать шовинистические идеологемы и через школьные учебники внедрять их в сознание людей. Не будем забывать: у основ современного западного неонацизма стоял итальянский философ Юлиус Эвола, в свое время своими трудами служивший фашистам.

- Если вернуться к учебникам - у вас есть примеры?

- В 1995 году издательство "Просвещение" издало два учебных пособия по славянской мифологии, написанные В. Щербаковым и Г. Беляковой, где излагались идеи, почерпнутые из арийского мифа, и прямо или косвенно делались отсылки к "Влесовой книге". А в начале 2000-х в некоторых учебниках по культурологии популяризировалась "Влесова книга" как якобы подлинная языческая летопись.

- Существуют ли действенные методы борьбы с национализмом?

- Радикальному национализму противостоит развенчание шовинистических и расистских мифов. С советских времен проблемы расизма и национализма не обсуждаются в школах и вузах. Тогда радикальные взгляды гасились коммунистической идеологией, не допускавшей отклонений от интернационализма, но в новой России противоядия нет. Поэтому важно разрабатывать и внедрять учебные курсы, которые обсуждали бы проблемы национализма и расизма. Это должны делать специалисты. Иначе это может превратиться в пропаганду расизма. Без решительной борьбы с этими мифами Россия остается уязвимой от опасности реванша самых темных сил.

УБИЙСТВА НА РАСОВОЙ ПОЧВЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО СОВЕРШАЮТСЯ В ПЕТЕРБУРГЕ, МОСКВЕ И ВОЛГОГРАДЕ

Эксперт Московского бюро по правам человека Семен Чарный проанализировал статистику националистических убийств в России за 2000-е годы и отдал пальму первенства Санкт-Петербургу. Там в сентябре 2002 года скинхеды забили насмерть азербайджанца Мамеда Мамедова. В 2003-м от их рук погиб 23-летний студент из Маврикия Атиш Кумар Рамгулам, 6-летняя девочка из лагеря таджикских цыган, гражданин Кореи студент Ким Хеника, студент Института народов Севера, ненец Сергей Бельды. В 2004-м убита 9-летняя Хуршеда Султанова. Второе место за Москвой: здесь за три года совершено семь громких убийств. На третьем месте Волгоград. Своя черная история и у других городов. Трех человек в Ростове-на-Дону в 2002-м убил "казачий атаман" Молодилов. В январе 2003-го два скинхеда забили ногами приезжего из Узбекистана Халмадова в тамбуре электрички, следовавшей из Нижнего Тагила в Новоуральск. В Самаре 27 сентября 2002 года убит 19-летний армянин Минасян. В Кирове на день рождения Гитлера в 2003 году забит палками уроженец Таджикистана Ф. Ниезов. Годом раньше в Сургуте 10 скинов забили ногами выходца из Таджикистана Хаджиева. 23 февраля 2004 года в Воронеже убит студент Академии имени Бурденко Амару Лима.

Первое место среди убитых занимают выходцы с Кавказа (11 человек), затем уроженцы Средней Азии (8 человек). Абсолютное большинство погибших - бывшие советские граждане. Среди убитых афганцы, корейцы, африканцы (по два человека), сирийцы, индусы и ненцы (по одному человеку). Большинство забиты насмерть во время нападений бритоголовых, хотя встречаются и другие способы расправы: студент-сириец Абдул Кадыр Бодавви сброшен на рельсы питерского метро.

Ольга Тимофеева

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОТКАЗАЛОСЬ ОТ "ТОЛЕРАНТНОСТИ"

Решение о прекращении финансирования в 2005 году федеральной целевой программы "Толерантность" принято на заседании правительства РФ 18 июня. Объем финансирования составлял 25 миллионов рублей в год.

- Что удивительно, этому событию предшествовала позитивная экспертиза Министерства образования и науки, которое поддержало все направления программы, а Минэкономики предложило усилить ее практическое внедрение в школы, - говорит научный руководитель ФЦП по толерантности Александр Асмолов. - Это первая гуманистическая идеологическая программа, которая становится основой гуманизма, диалога и веротерпимости, в ней поставлены вопросы воспитания подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости, толерантности как центральные.

"Известия", 9 июля 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования