Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ВЫБОРГ": В поход за цветущим папоротником. «Реконструкторская столица» празднует Иванов день


Выборг по своей пространственной ауре — город уникальный. Являясь негласной "реконструкторской столицей" Северо-Запада, он каким-то мифическим образом постоянно генерирует неутихающий исторический интерес.

Помимо вполне понятной — детерминированной самой средневековой готикой — сезонной фестивальной череды событий, здесь неизменно рождаются все новые и новые формы приобщения к мировоззрению и укладу жизни давно ушедших поколений. Уже на всю страну прогремели знаменитые выборгские исторические форумы, такие, как "Майское дерево" или "Рыцарский замок". В течение года в Выборге и округе проводятся и менее известные тусовочные мероприятия. Сюда приезжают ролевики, реконструкторы, историки-неформалы, студенты и археологи, кабинетные ученые и "полевики". А также люди, просто увлеченные и очарованные Каменным городом как явлением. Выборг известен и как киношная декорация под открытым небом. Добираются сюда группами и поодиночке, с готовыми сценариями и спонтанно родившимися тусовками. Чтобы напитаться, приобщиться, ощутить этот временной поток, в котором мы - лишь очередное звено в длинной цепи цивилизаций.

Недавно в окрестностях Выборга была сделана серьезная заявка на рождение еще одного исторического фестиваля. Усилиями реконструкторского клуба "Лебединая дорога", поселившегося в замковых интерьерах, было проведено воссоздание древнейшего календарно-обрядового действия — празднования дня (вернее, ночи) Ивана Купалы. В скандинавских странах он носит название Йоханнес, в Польше — Соботок, в Литве — Ладо, а на Руси он именовался иногда попросту Иванов день. В Иванов день было принято гадать, собирать лекарственные травы (именно в эту ночь они набирают свою наибольшую целительную силу), купаться, прыгать через костры, водить хороводы и даже сжигать одежду болящих деток. Выборгский Иван Купала образца 2004 года был назван "В поход за папоротником" и проводился по всем канонам: по старому летоисчислению в ночь с 22 на 23 июня. Любопытно, что этот зародившийся еще в язычестве праздник летнего солнцестояния был благосклонно воспринят утвердившимся позднее православием.

Организаторы реконструкторского почина как должно подготовились для приобщения всех желающих к обрядовой мудрости предков. Все, кто откликнулся на призыв реконструкторов и собрался к полуночи у замковых ворот, пешим ходом под музыкальное сопровождение барабанов и деревянной флейты двинулись через ближайший лесной массив к берегу Финского залива. По пути собирали травы и цветы, из которых позднее сплетались обрядовые венки. Удивительно, что, вымокнув в росе волшебной ночи почти по пояс, никто впоследствии не заболел! Как и положено, каждый собрал еще и пучок-букетик из девяти трав для того, чтобы кинуть его в костер-ревун, а вместе с ним — все свои горести и печали.

Когда все девушки сплели свои "венки судьбы" и укрепили в их сердцевине горящие свечи, ребята открыли обрядовый купальный сезон. Конечно, если строго следовать исторической традиции, то пускать в воду свои венки должны были девчата. Но ребята, как настоящие рыцари, сами окунались в зеркальную гладь залива, чтобы отбуксировать венок как можно дальше. Зрелище плывущих венков с дрожащими огоньками на фоне северной сумрачной ночи заворожит кого угодно.

А потом было восхождение на гору, где был сложен огромный костер, верхушку которого венчала древесная фигура лебедя-дракара. И были хороводы, пляски, традиционные молодецкие забавы. Весь праздник сопровождался удивительной музыкой, исполняемой уже полюбившейся выборжцам питерской группой "Музыка Радикум" (музыка корней). Трое ребят и одна девушка играют потрясающую этнику! Инструментальный состав: две волынки, ударные и духовые инструменты.

Было колоссальное пиротехническое зрелище: в светлеющем небе — росчерки горящих точек, удивительной красоты "файерболы", победный факельный огонь. И все это — в классической ярмарочно-площадной манере средневековья. А когда огромный костер уже умирал, то, конечно же, мало кто отказал себе в удовольствии его перепрыгнуть. И, слава богу, что среди девушек не оказалось ни одной Снегурочки, никто не растаял облачком в сизом дыме очищающего огня. Как никто и не пожалел, что в эту ночь не пришлось спать. Считается, что бодрствование в купальную ночь не дает активизирующейся в этот период нечисти овладеть душой человека. Потому и нужна очищающая сила воды и огня, дабы расстаться со старыми проблемами и не впустить в свою жизнь новые напасти.

И пусть на самом деле зловеще-красивого, открывающего клады и замки цветка папоротника не существует в природе (спорами размножается этот реликт), "потерянной" ночи не жаль. Встретить ясный, по-северному ранний рассвет, как это делали наши далекие пращуры, — и уже есть что вспомнить!

Екатерина Зуева

"Выборг" (г.Выборг), N93(15181) от 30.06.2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования