Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ZENIT": Cвященник Алессандро Пеннези: "Нью Эйдж" – вызов христианству


Эклектическое оккультное движение, известное под названием "Нью Эйдж", использующее и манипулирующее некоторыми элементами христианской традиции, обозначено Католической Церковью как вызов христианству. В середине июня в Ватикане была организована авторитетная международная научно-богословская конференция по этому вопросу. Своим видением этой проблемы с корреспондентом католического интернет-агентства "Zenit" делится специалист по "новым религиозным движениям" из института религиоведения Папского Латеранского университета о. Алессандро Пеннези.

– О. Алессандро, действительно ли распространение "Нью Эйдж" являет собой вызов христианству?

– Да, это очень значительный вызов нашей религии. И не только потому, что " Нью Эйдж" активно распространяется по всему миру, но, прежде всего, потому что он использует некоторые элементы христианского учения, выхолащивая и искажая их изначальную суть. Например, Иисус Христос ими более не считается Сыном Божьим е единственным Спасителем мира.

Мы все больше теряем понимание истины, мир скатывается на позиции чистого субъективизма. Бог может быть представлен как "космическая и сверхкосмическая энергия", "Разум", "Все Сущее", "Бог – это мы сами" и т.п.

Если Иисус более не Спаситель, люди начинают искать другие пути спасения, приходят к некоему "самоспасению" через различные методы и практики, медитацию и даже магию. Эсхатологические ожидания попросту теряют свой смысл, если человек начинает верить, что спасения можно достичь через цепочку реинкарнаций.

- Правда ли, что "либеральное мышление", и в большей стпени эмоциональный подход к духовности "Нью Эйдж" - явление широко распространенное в католическом мире?

- Многие полагают, что "Нью Эйдж" – это феномен, присущий постмодернистской культуре, которая основывается на либеральном мышлении, этическом релятивизме и потребительстве. Я, однако, не могу согласиться с этим утверждением.

Философия "Нью Эйдж" распространяется в различных формах и разными путями, очень тонко и порой совершенно незаметно, как отмечается в специальном документе папского секретариата по экуменизму и религиозному диалогу итальянского епископата. На первый план часто выдвигаются идеи защиты природы и всеобщей любви. С основными принципами "Нью Эйдж" трудно не согласиться любому человеку доброй воли. Среди них – гармония между человеком и природой, усилия по совершенствованию нашего мира, мобилизация всех сил во имя добра, во имя торжества нового образа жизни.

Но в то же время "Нью Эйдж" отказывает явлению и Крестной смерти Христа в истине, единственности и духовной полноте. Согласно их образу мыслей человек способен сам либо при помощи специальных техник пережить божественное состояние, совершенно без участия Божьей благодати, достичь собственного спасения, от которого в первую очередь зависит мировая гармония.

Еще в 1989 году конгрегацией вероучения было издано специальное письмо о некоторых аспектах христианской медитации, в которой четко проводилось разграничение между христианской духовной практикой и гностицизмом, согласно которому спасение достигалось исключительно через совершенствование сознания.

Например, в ватиканском документе упоминаются так называемые эннеаграммы – закодированные символы изначальных черт характера человека, служащие эзотерическим или магическим целям, которые подразделяют людей на девять психологических типов. Это чистейшей воды гнозис. Кстати, в англо-саксонских странах отмечаются злоупотребления в использовании эннеаграмм, и конференция американских епископов создала специальную комиссия по исследованию этого феномена.

– Каковы основные характеристики, в которых можно описать и определить "Нью Эйдж", и в чем их отличие от христианской доктрины?

– Американский автор Дуглас Гротиус выделил шесть основных постулатов философии "Нью Эйдж": все вокруг едино, все вокруг – Бог, человечество – это Бог, нам необходимо преображать наше сознание, все религии – одно, оптимизм – способ космической эволюции человечества.

Попробуем пояснить эти положения более подробно.

Первое. Не существует внешнего источника верховного владычества, а есть только внутренний: Бог внутри нас, как говорит известная последовательница этого учения, кинозвезда Ширли Маклейн.

Второе. Творец определенно путается с творением, считается что Бог – это часть творения, и не отделяется от последнего. "Нью Эйдж" воспринимает монизм, идущий из восточных религий и утверждающий, что "всё – суть одно", существует некая суть мироздания и каждый человек и каждая вещь представляют собой частное явление этой сущности.

Третье. Христос не только личность, это тип природной энергии. Таким образом, идея "христоподобия" утверждает, что Иисус не только явленный Христос-Мессия, но будто бы Он имел предсуществование в изначальном духе подобно как это было с Буддой, Кришной и Мохаммадом. Это известное гностическое утверждение, корни которого восходят к вавилонским языческим мистериям.

Четвертое. Мышление "Нью Эйдж" касается проблемы греха, хотя и безотносительно к первродному греху праотца Адама, говоря об этом как о "мистическом и чудесном пути", на котором человек находится в неведении относительно собственной божественности.

Пятое. Критерий морали последователя "Нью Эйдж" – хорошо все то, что он находит хорошим.

Шестое. Традиционная персонификация зла в образе дьявола или сатаны совершенно отсутствует в философии и литературе "Нью Эйдж". Вот что пишет по вопросам истории Бенджаимн Крим, известный деятель " Нью Эйдж": "Люцифер прибыл с Венеры 18,5 лет назад. Именно он направляет эволюцию и развитие нашей планеты, это он – жертвенный агнец и одновременно блудный сын. Именно Люцифер принес уникальную в своем роде жертву за всю нашу планету".

Еще есть седьмое. Последователи " Нью Эйдж" вновь берут на вооружение учение индийских и некоторых других восточных религий о реинкарнации, трансформируя ее в идею о достижении совершенства через последовательную смену смертей и рождений. Наряду с этим практикуется так называемый "чаннелинг" – общение с душами ушедших людей, которые якобы направляют эволюцию земного человечества.

Восьмое. В документе, изданном Папским советом по культуре и межрелигиозному диалогу под названием "Иисус Христос – носитель живой воды. Христианское восприятие "Нью Эйдж" говорится: "Нью Эйдж" отдает предпочтение восточным и дохристианским религиям как первозданным и неискаженным по сравнению с иудео-христианскими искажениями. Таким образом, предпочтение отдается первобытным языческим культам матери-земли (Геи), а то, что появилось в религиозной истории человечества, только критикуется. А ведь это не что иное, как новое язычество.

- И каково Ваше мнение по поводу перспектив всего этого?

- Обожествление природы, известное как античное понятие " Гея гипотезис" применительно к греческой мифологии – это результат эволюции от рационального подхода к необходимости защиты природы к превращению этого в культ, напоминающий индусскую "священную корову".

Исходной точкой современного движения " Нью Эйдж" стал первый праздник День Земли, отмеченый в 1970 г. На нем планета была объявлена живым существом и предметом поклонения. Это абсолютно несовместимо с христианским учением.

Во многих эзотерических публикациях считают библейское учение своего рода выражением экологических проблем. В одном из номеров журнала "Тайм", посвященном проблемам окружающей среды Библия, и в частности книга Бытия, где человеку дается Богом господство над тварным миром, подается как пример плохого обращения человека с природой. Многие экологи утверждают, что именно распространение христианства стало причиной тех процессов в развитии общества и технологий, которые привели к разрушению окружающей среды.

Это чувство вины вместе с поклонением природе идет рука об руку с обесцениванием человеческой личности и защитой жизни. Например, сторонники "Нью Эйдж" никак не обозначили свою позицию по проблеме абортов.

– Кардинал Жорж Котье заявил, что принципы " Нью Эйдж" несовместимы с католической доктриной. Есть ли причины для столь жесткого обвинения?

– Такие обвинения справедливы. Кардинал прямо заявил, что основные идеи "Нью Эйдж" несовместимы с христианским учением, более того, они прямо противоречат ему.

Согласно ватиканскому документу под названием" Иисус Христос, обладатель воды живой. Христианское восприятие "Нью Эйдж". " Нельзя отделять некоторые достаточно безобидные элементы учения "Нью Эйдж" от общих принципов этого мировоззрения. Гностическая природа этого учения заставляет нас осудить его в целом. Нельзя, исходя из принципов христианской веры, отделить одни элементы религиозности "Нью Эйдж" от других. Невозможно выбирать то, что приемлемо для христиан в этом учении, отвергая одновременно то, что таковым не является. И поскольку "Нью Эйдж" акцентирует внимание на единстве с природой, космическом знании и всеобщем благе без опоры на содержащееся в христианской вере откровение, оно не может рассматриваться как позитивное и безопасное.

30 июля 2004 г.

Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования