Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЧЕСТНОЕ СЛОВО": ...И они называются церковью


Довольно часто мы слышим: "Это неподалеку от церкви", "Это напротив церкви", "Построить новую церковь". Но истинно верующие христиане или священнослужители так никогда не скажут. Скорее они скажут так: "Неподалеку от храма", "Напротив храма"... В их понимании "церковь" - нечто иное, нежели просто здание. Что же такое церковь в истинном понимании? Как она развивалась? Что церковь может дать человеку? Обо всем этом мы и говорим сегодня с деканом первого курса библейской школы церкви "Слово Жизни" Иваном Толмачевым

- Давайте начнем с самого простого. Что такое церковь? Что значит само это слово и что за этим словом стоит?

- По-гречески "церковь" означает "еклезия", что значит "собрание людей". Людей, собранных во имя какой-то идеи. И впервые слово "церковь" относилось именно к церкви Иисуса Христа. Поначалу у христиан не было никаких зданий. Cобрание таких людей и получило название "церковь".

- Однако многие полагают, что церковь - это именно здание. Правильно ли это?

- В принципе, здание можно называть церковью. Возьмем пример. Мы говорим "мэрия", и в сознании возникает именно здание, стоящее в определенном месте. Но в то же время, мы прекрасно понимаем, что мэрия - это работающие в муниципалитете люди, управления и департаменты, которые там созданы. И если этих чиновников переселить в другое место, то вместе с ними переселится и мэрия. Так же и церковь. Церковь - это не здание, а люди. И в каком бы месте они ни находились, они все равно будут церковью.

- Одновременно ли формировались эти два понятия: церковь как собрание и церковь как здание?

- Нет, эти понятия формировались далеко не одновременно. Поначалу церковь (собрание людей!) была вынуждена прятаться от преследований в римских катакомбах. Потом верующие собирались по домам. И они все равно оставались церковью. И только в начале IV века, когда церковь начала сливаться с государством, император Константин — первый римский император, принявший христианство, - начал дарить верующим для собраний огромные дворцы и здания. Именно тогда и появилось второе понятие - церковь как здание. Нечто подобное было когда-то и у иудеев. Как все помнят из Ветхого Завета, у иудеев был Иерусалимский храм. Но когда этот народ оказался в изгнании, и не имел возможности посещать свой храм, они стали собираться вместе для молитвы. По-еврейски "собрание" звучит как "синагога". А со временем, когда Иерусалимский храм был совсем разрушен, синагогами стали называть все здания, в которых иудеи собирались для богослужений.

- Вы уже коснулись очень интересной темы: слияние церкви с властью. Может быть, с тех времен некоторые признаки светской власти стали отражаться на жизни церкви. Например, появилось такое понятие, как "собор", то есть главная церковь того или иного места. Правильно ли это?

- Я считаю, что это не верно. Во время утверждения христианства большее влияние оказывалось не у тех, кто был ближе к Богу, а у тех, кто жил в более главных городах. Чем крупнее был город, тем главнее и влиятельнее была церковь. И многие верующие стремились в большие города.

- Я немного изучал историю церкви и обратил внимание, что церковь, смыкаясь со светской властью, стала заимствовать у нее и иерархию священнослужителей...

- Действительно, стали появляться епископы, под церковной властью которых находились большие территории. Напомним, что по-гречески "митрополия" значит "область". Митрополит, соответственно, - главный священник в этой области. Но на самом деле все это очень далеко от библейского смысла. Здесь от Библии присутствуют только названия. Библейские епископы тоже отвечали за какую-то область. Но суть их служения была в другом. Прежде всего они несли ответственность за те церкви, которые открывали сами. Они держали в поле зрения сотни верующих. Знали их заботы, посещали их на дому в случае болезни. В общем, епископство было не столько почетным, сколько трудным делом.

- Могут ли эти два понятия — церковь как собрание и церковь как здание — существовать отдельно друг от друга?

- Собрание верующих без здания может называться церковью, а здание без людей церковью быть не может.

- Иван, а почему верующий должен ходить в церковь на богослужение? Вот христианин. Он искренне верит. Читает дома Библию. Дома молится. Для чего ему посещение церкви?

- Прежде всего, если он человек верующий, христианин, значит, он часть тела Христова. А тело Христово есть церковь. Он усыновлен Богом. Усыновлен так же, как сотни и тысячи его братьев и сестер, образующих одну семью. И, конечно, он должен посещать свою семью. Должен быть в курсе дел своей семьи. Он может брать помощь оттуда и может сам приносить туда помощь. Не последнее значение для верующего имеет и наставление, проповедь. Но, наверное, об этом скажем немного позже. А что касается постоянного чтения Библии дома, то самого по себе этого недостаточно. Нередко такие люди заканчивают нехорошо. От отсутствия наставления, разъяснения, общения с братьями и сестрами впадают в разные ереси.

- А с точки зрения Священного Писания, почему верующие должны собираться вместе?

- Иисус сказал: где соберутся двое или трое во имя Мое, там и Я посреди них буду. Обратите внимание, Он не сказал: где соберется один человек, и будет молиться Мне, прославлять Меня, будет читать Мое Слово, и Я буду с ним.

- Но неужели Он не слышит молитвы одного человека?
- Слышит, обязательно слышит, но рекомендует собираться вместе.

- А можно ли говорить, что одновременная молитва нескольких человек или всей церкви действенней, чем молитва одного человека?

- Иногда требуется усиленная молитва. Это бывает, когда один человек не может справиться с какой-то своей внутренней проблемой. Допустим, у этого человека депрессия или просто нехорошо на душе. И он может прийти в церковь, где молятся все вместе. Но важно понимать: и одного человека, и группу молящихся Господь слышит одинаково.

- А что может получить верующий только в церкви? Например, причастие. Его можно получить вне церкви?

- Вообще в христианских церквах считается, что нет. Мы собираемся вместе, и в это время мы - единое целое. И мы совершаем хлебопреломление, ломая один хлеб на множество кусков. И вино разливается из одного сосуда. И хлеб, и вино вкушают все вместе. И все вместе вспоминаем Иисуса, и вспоминаем то, что Он для нас сделал. И все вместе приобщаемся к Телу Христову. Такое возможно только в церкви.

Надо заметить, что группа верующих может собраться и дома. Хочу напомнить: церковь - это собрание. И тогда даже двое - например, муж с женой - могут принять причастие. Но только в церкви человек может получить то, что мы называем святым общением. Это такое общение, когда ты полностью уверен в том, что можешь открыть этим людям любые свои беды и проблемы, и никто из посторонних о них не узнает. А братья и сестры будут молиться за то, чтобы эти проблемы Господь Бог решил.

- И теперь немного наивный вопрос: как человеку следует вести себя в церкви?

- Если человек пришел в церковь, значит он уже тянется к Богу. И если даже в церковь пришел человек, который курит, пьет, матерится или даже колется, ему не следует говорить: ты сюда не ходи. Со временем человек может измениться. Он слышит Слово Божье, видит истинных христиан и стремится измениться сам.

У одного из наших пасторов был знакомый, извините, ужасный бабник! Когда его приглашали в церковь, он говорил: как же я приду? У меня и одна любовница, и вторая, и я вовсе не хочу с ними расставаться. Пастор отвечал: Христос не прелюбодей, твоих любовниц не уведет, ты сам от них откажешься. Только приходи и покайся. Тот пришел, помолился молитвой покаяния, принял Иисуса в сердце и с тех пор он отличный семьянин.

Если кто-то приходит в церковь, его не надо гнать! Допустим, в церковь заглянула излишне свободно одетая девушка. Можно обратить внимание на одежду, а можно на то, что у нее есть тяга к божественному. И со временем, собираясь в церковь, она сама станет одеваться скромнее.

- Считается, что посещение церкви — это встреча с Богом. Нужно ли как-то к ней готовиться?

- Вообще вся жизнь человека - это встреча с Богом. Но когда человек идет на богослужение в церковь, он должен себя особенно готовить к этой встрече. Кто знает, чем ознаменуется это богослужение? Может быть, человек станет проводником к Богу для чьей-то души. И человек должен быть к этому готов. Там он сам может принимать помощь от других. В церкви он будет слушать Слово Божье.

Как правило, сегодня христиане приходят на богослужение раз в неделю. В воскресенье. Всю неделю человек живет как бы сам по себе. И на богослужении он получает направление на всю следующую неделю.

- А как именно человек должен готовиться?

- Помолиться, чтобы сердце было открыто для Бога. И, извините, перед приходом в церковь надо элементарно помыться.

- Это как сказано в Ветхом Завете? Когда вышедший из египетского рабства народ израильский ожидал перед горой Синай сошествие Бога для получения 10 заповедей, Бог через Моисея заповедовал им вымыть всю свою одежду и самим быть чистыми...

- Да, вы правы.

- А могут ли быть нехристианские церкви?

- Конечно, могут. Но это уже не будут церкви Иисуса Христа. Как уже говорилось, церковь - это собрание. И люди могут быть собраны во имя чего-то другого. Самый негативный пример - это церковь сатаны. И не нужно кидаться в любую организацию, которая называет себя церковью. Надо хотя бы сначала разобраться, что это за церковь.

- Хочется задать еще один очень простой вопрос: для чего в церкви нужна проповедь?

- В церкви проповедь нужна! Библия говорит, что Слово Божье - это хлеб. И хорошо, когда человек кушает этот хлеб сам по себе. Но в церкви этот хлеб, это Слово приготовлены по-особенному. Пастор, священник перед проповедью неделю молился, он просил у Бога слово для своей церкви. И Бог дает это слово для назидания церкви, для укрепления церкви. Не случайно сказано: Слово Божье полезно для назидания, для укрепления...

- Мне нередко приходилось слышать от верующих, что их всю неделю мучила какая-то проблема, мысли и так далее. И когда они приходили в церковь, именно об этих проблемах и была проповедь священника. Или, по крайней мере, эту проблему проповедь затрагивала...

А сейчас немного о другом. Некоторые наши читатели спрашивают, что такое "домашняя церковь"?

- Домашняя церковь - прежде всего небольшая церковь. Если на воскресном богослужении собираются по 100, 200, 300 человек, то уделить внимание каждому человеку просто невозможно. Поэтому в будние дни верующие собираются еще и по домам. И это также является церковью, и не отделяется от, так сказать, большой церкви. Это маленькая домашняя церковь. Надо сказать, что нередко большая церковь в том или ином городе часто начинается с домашней. Те же самые православные общины во времена безбожного коммунизма, когда практически все храмы были закрыты, сохраняли веру в домашних условиях. И теперь снова вернулись в заново отстроенные храмы. То же самое с общинами протестантов. Сегодняшние очень крупные протестантские церкви многих городов Сибири начинались с домашних церквей.

- У православных, католиков и лютеран есть храмы. А у протестантов (помимо уже упомянутых лютеран) их нет. Или, может быть, храмов нет только у протестантов России?

- Да, храмов практически нет только у протестантов России. В других государствах протестанты имеют свои храмы. Скажем, в США протестантские храмы есть во всех городах страны. Причем чем крупнее город, тем больше в нем храмов этой конфессии. Что такое храм? Это специально простроенное для собраний христиан здание. Уже сам облик здания, его внутреннее оформление говорит о том, что это храм. А храм придает богослужению особенную атмосферу.

- Православные и католики верят, что в храме имеет место постоянное, особенное присутствие Бога. Именно поэтому при входе в храм представители этих конфессий осеняют себя крестным знамением или встают на колено...

- Наверное, в этих зданиях есть некая особенная атмосфера. Но думаю, что какого-то суперособенного присутствия Бога в храме нет. Очень примечателен пример храма Гроба Господня в Иерусалиме. Многие паломники говорят, что здесь какое-то особенное присутствие Бога. И не замечают, что в храме висит табличка: "Его здесь нет". Он воскрес. Там нет Иисуса. Об этом даже специально написали, но...

- Но есть же понятие особенного присутствия Святого Духа?

- Святой Дух сходит на людей, а не на здание. Присутствие Святого Духа может сходить на здание, если в нем находятся верующие. Да, верующие могут ощущать особое присутствие Святого Духа в храме, но не из-за здания, а именно из-за тех людей, ради которых Он приходит. Уйдут люди, уйдет и присутствие Святого Духа.

- Но ведь до пришествия Иисуса в святая святых Иерусалимского храма Он присутствовал всегда. В независимости от того, были в храме люди или нет.

- В самом Иерусалимском храме было присутствие самого Бога. Раз в год Он сходил в святая святых, куда мог входить только первосвященник. Но когда Иисус Христос умер на кресте и всем людям были прощены их грехи, завеса в Иерусалимском храме, отделявшая святая святых от людей, разорвалась! Сверху, как сказано в Евангелии, донизу. И Бог больше не ограничивал Себя присутствием только в этом храме. И теперь Он может приходить к каждому человеку лично. К любому, кто воззовет к Нему. Именно поэтому теперь нельзя говорить, что Бог находится где-то больше, а где-то меньше. Понятно, что это положение касается и храмов.

Александр Оконишников, "Честное Слово"

"Честное Слово", №389, 30 июня 2004 года


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования