Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ": Иносказание с нравоучениями. Страсти по учебнику


Итак, решено: факультативно в некоторых московских школах с нового учебного года начнут преподавать историю религий. И сразу вопрос: кому доверят писать учебники? Некоторые наиболее пылкие педагоги уже написали. Вот, к примеру, "Литературное чтение", учебник 4-го класса, созданный под руководством академика Виноградовой. Оказывается, Библия — это "...записи Заветов (откровений) Бога, переданных людям. Заветы изложены в виде притч — иносказаний с нравоучениями". Тираж — 25 тысяч экземпляров! Мы обратились к заместителю мэра Москвы Михаилу Меню.

— В последнее время в СМИ активизировалось обсуждение вопроса о введении в московских школах религиозного образования. С чем, на ваш взгляд, связан очередной всплеск интереса к этой теме?

 — Дискуссия о введении курса истории религий в средних школах идет в обществе в течение нескольких лет. Ранее вопрос обсуждался скорее теоретически — сегодня накоплен практический опыт факультативного преподавания этого курса в ряде московских школ. Существуют три основных подхода к проблеме.
 Первый — Россия светское государство, а религия — это сфера личной жизни, и ей нет места в государственной школе.
Второй — ввести в школе преподавание основ православной культуры, поскольку с православием отождествляет себя большинство населения России.
И третья позиция, на мой взгляд, наиболее взвешенная и приемлемая для нашего многонационального и полирелигиозного государства. Введение в школах курса истории основных мировых религий с акцентом на православие как доминирующей конфессии. Считаю, что на первых порах такой предмет должен изучаться на факультативной основе. Важно понять — какое качество преподавания можно обеспечить и какова будет реакция общества. Оценив все это, можно будет двигаться дальше. Я твердо убежден, что знание истории религий — необходимый компонент современного воспитания и образования.

— В некоторых консервативных кругах Русской православной церкви придерживаются идеи преподавания только основ православной культуры…

— Я с большим уважением отношусь к этой точке зрения. Хотя в РПЦ есть разные точки зрения. Наша страна сильно изменилась со времен Московского царства и даже Российской империи начала ХХ столетия. Сегодняшняя Россия — это многонациональное и полирелигиозное государство. Оно равно принадлежит всем, кто здесь живет, трудится и растит детей. Мы зависим друг от друга гораздо больше, чем это кажется на первый взгляд. Поэтому нельзя демонстрировать превосходство или неуважение к тем, кто живет вместе с нами, но видит мир по-другому. Основы толерантного общества закладываются с детства. Курс изучения истории религии должен быть выстроен так, чтобы воспитывать понимание и уважение к другим точкам зрения, умение вести диалог и идти на разумные компромиссы. В конструкции курса истории религий православие займет подобающее место потому, что именно оно заложено в основу всей истории и культуры России.

— Некоторые СМИ, ссылаясь якобы на ваше заявление, сообщили, что чуть ли не со следующего учебного года в вузах Москвы начнут готовить преподавателей по новому предмету.

— К сожалению, очень часто, стремясь усилить интерес к той или иной теме, журналисты меняют акценты и выдают желаемое за действительное. Я говорил о том, что одна из наиболее важных проблем введения в школах Москвы предмета "История религии" заключается в кадрах. Сейчас таких специалистов не хватает. Необходимо создать систему подготовки и переподготовки педагогов. Это могут быть курсы повышения квалификации, новые курсы в рамках программы подготовки специалистов в гуманитарных и педагогических вузах. Возможно, что в ряде вузов будут организованы кафедры религиоведения и истории религий.

— Многие специалисты считают наиболее приемлемым для изучения истории религии учебник, разработанный вашим отцом — протоиереем Александром Менем. Какова его судьба?

- Отец был кандидатом богословия. По мнению специалистов, учебник написан на высоком профессиональном уровне. Он является уникальным для изучения истории религий. Учебник рекомендован Министерством общего и профессионального образования как пособие для дополнительного образования учащихся. Первая часть называется "В поисках пути, истины и жизни", вторая — "Пути христианства". Но жизнь не стоит на месте, и сегодня общество более подготовлено к восприятию этой темы, чем тогда, когда создавался учебник. Поэтому он требует определенной доработки. 

 — В свое время Департамент образования Москвы категорически выступал против преподавания в школах истории религии. Каково сегодня мнение московского руководства?

 — В свое время у нас были дискуссии с руководителем Департамента образования Любовью Кезиной. Но после того как она познакомилась с учебником, у нас возникло взаимопонимание по основным позициям. Сейчас заказано определенное количество экземпляров для нескольких московских школ. С нового учебного года в них вводится факультативное изучение истории религии. Сегодня учебник изучает Людмила Швецова — первый заместитель мэра Москвы, курирующая социальную сферу. Юрий Михайлович Лужков высказал свою позицию на заседании правительства Москвы, когда обсуждался вопрос о подготовке педагогических кадров. Он считает, что изучение истории религии в московских школах должно быть на факультативной основе.

 — Какими вы хотели бы видеть тех, кто будет преподавать этот предмет?

— Помимо повышения общей эрудиции учащихся курс "История религии" направлен на то, чтобы между людьми установилось взаимопонимание, веротерпимость и миролюбие. Поэтому педагоги сами должны быть предельно доброжелательны ко всем "составляющим" предмета, который будут преподавать. Я не исключаю возможность участия в проведении уроков и священнослужителей различных конфессий. В первую очередь представителей РПЦ. Это будет познавательно и полезно. Хочу еще раз заверить, что никакого радикализма в преподавании истории религий не будет.

Беседовал Сергей Бычков

2 июля 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования