Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЭХО": В Азербайджане уникальная религиозная ситуация - констатируют западные теологи


"Азербайджан: власти стремятся держать ислам под контролем", так называется материал Жана Кристофа Пеша, опубликованный на сайте радиостанции "Свободная Европа". В нем подробнейшим образом рассматривается ситуация со свободой вероисповедания в нашей стране, деятельность здесь самых различных конфессий и миссий, и отношение ко всему этому со стороны официальных правящих органов Азербайджана.

В своих выкладках автор активно прибегает к услугам двух авторитетных источников из теологической среды. Один из них, Байрам Балчи, работает во Французском институте анатолийских исследований (который базируется в Стамбуле) и изучает деятельность турецких исламских групп на Кавказе и в Центральной Азии. Другой, Рауль Мотика, преподает исламские науки в Бохумском университете (ФРГ).

Подробностей в материале очень много и перечислять их все особой нужды нет. Остановимся на наиболее интересных моментах. Автор со ссылкой на Р.Мотику, сообщает, например, что Госкомитет АР по работе с религиозными структурами (ГКРС) предоставляет неравные возможности для ведения религиозной деятельности в Азербайджане различным исламским группам суннитского толка. Например, для турецких религиозных школ в Азербайджане играет роль то, насколько они близки к официальной Анкаре. "Сегодня Азербайджан - единственная бывшая советская республика, где турецкие, иранские и саудийские течения ислама представлены одинаково. Но при этом решающим религиозным влиянием на местное население они не обладают".

"Азербайджанские власти разработали различные методы, чтобы остановить рост влияния в стране инородных форм ислама. В июне 2001 г., тогдашний президент Гейдар Алиев приказал создать ГКРС, призванный перерегистрировать все религиозные учреждения по всей стране. Хотя правительство отрицает, что этот шаг связан с борьбой с различными специфическими группами, создание ГКРС было в значительной степени воспринято, как разработка для лучшего управления иранскими муллами, ваххабитскими арабскими проповедниками и христианскими миссионерами, работающими в стране".

"Правительство также использовало борьбу против международного терроризма, которая началась после 11 сентября 2001 г., как предлог, чтобы расправиться с радикальной арабской группой Салафи - больше известной как ваххабиты. Хотя остатки ваххабитов все еще представлены в стране, главным образом, среди незначительной части мусульман-суннитов из числа лезгинов, проживающих в северных регионах. Они действуют также в мечети "Абу-Бекр" и так называемой лезгинской мечети в центральной части Баку".

По словам Мотики, "хрупкая комбинация методов давления и послаблений помогла властям Aзербайджана избежать появления политического ислама".

Со своей стороны сам председатель ГКРС Рафик Алиев, оценивая эту публикацию, заявил "Эхо", что в Азербайджане можно заниматься распространением любых религиозных идей в рамках законов страны. "Мы против всех радикальных течений, неважно, ваххабиты это или протестанты. Но против религиозных идеологий мы борьбу не ведем, мы боремся против использования религии в целях экстремизма, террора и свержения государственного строя. Потому у нас столь толерантное и терпимое отношение, что государство создает равные условия для всех религиозных конфессий. Это зафиксировано в нашей Конституции".

По словам Алиева, для азербайджанского государства нет приоритетной религии, оно по закону не занимается продвижением или развитием какой-то одной религии. "Поэтому, наверное, в тех странах, где официальное предпочтение отдается только одной религии, появляются разного толка движения, которые работают против друг друга. Хотя, конечно, государство учитывает, что большинство населения страны - мусульмане, и наши традиции и обычаи исторически связаны именно с этой конфессией. Это, однако, не приводит к притеснению на политическом уровне других конфессий".

"Я согласен с автором, - говорит глава ГКРС, - что в Азербайджане создались уникальные условия для существования разных религиозных направлений. То есть, в Азербайджане действуют все мировые религии, плюс различные течения, которые не стали еще мировыми".

По поводу приоритетного отношения государства к некоторым турецким религиозным школам, близким к официальной Анкаре, Алиев высказал свое несогласие. "Факт приведен неверный, в Азербайджане религиозные направления не поддерживаются государством. Между прочим, и в Турции они не пользуются поддержкой правительства и страны. Мы не воспринимаем их по степени близости к руководствам своих стран, главное, чтобы они соблюдали законы Азербайджана и не противоречили национальным интересам, обычаям и традициям, которые приняты большинством азербайджанцев".

Мысль о "хрупкой комбинации" отношения властей к религиозным структурам Р.Алиев также счел неверной. "Мы не называем это комбинацией давления и послаблений, по-нашему это - правильно ориентированная государственная политика по установлению нормальных взаимоотношений религии и государства. Это - государственная концепция в области религии. Государство никакого давления здесь не оказывает, оно в соответствии с законом принимает те или иные санкции, если какая-то религиозная организация выходит за рамки конституционного поля. У нас есть уникальный синтез одновременного учета интересов государства и религии".

Р. Оруджев

"Эхо" (Баку), 3 июля 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования