Педро Альмодовар дает интервью редко и неохотно - именно поэтому в последние годы знаменитый испанский режиссер взял обыкновение… интервьюировать себя сам. Фрагменты из последнего автоинтервью Педро Альмодовара публикует сегодня ГАЗЕТА.
- В "Законе желания" транссексуал в исполнении Кармен Маура входит в церковь колледжа, где учился, когда был ребенком, встречает священника и на вопрос, кто он, отвечает, что в детстве пел в хоре, а священник был в него влюблен. Это и есть источник "Дурного воспитания"? - Более или менее. Задолго до того я написал рассказ, герой которого, трансвестит, приходил в колледж, где когда-то учился, чтобы отомстить священникам, развратившим его, когда он был ребенком. Во время съемок "Закона желания" я вспомнил об этом рассказе, и он вдохновил меня на сцену с Кармен Маура, где она приходит в церковь. Уже тогда меня преследовала идея довести этот сюжет до конца. Кармен - тень, которая позже превратилась в Сахару.
- В "Законе желания" среди действующих лиц есть и кинорежиссер… - Да, и в точности как персонаж Феле Мартинеза он смешивает личные желания с работой, за что в финале должен поплатиться. Меня всегда интересовали художники, заигрывающие с собственными желаниями: это увлекательное приключение, которое, впрочем, никогда не кончается хорошо.
- Вы отрицали, что "Дурное воспитание" - автобиографический фильм. - "Все, что не автобиографично, является плагиатом", - сказал Пако Умбраль. Фильм автобиографичен, но в более глубинном смысле. Я скрываюсь за моими персонажами, но не рассказываю историю собственной жизни.
- Кажется, вы тоже были солистом в хоре колледжа… - Да. Я пел постоянно латинские мессы и мотеты. Я пел на всех службах и на праздниках. И, кажется, получалось у меня неплохо. Священники даже сделали несколько записей и включали их на полную громкость у входа в церковь, чтобы привлечь верующих. Помнится, церковь была переполнена. Я бы немало отдал за то, чтобы выкупить эти кассеты, но уверен, что их больше не существует. Во времена колледжа больше всего на свете меня радовали религиозные церемонии. Я сам агностик, но католическая литургия мне кажется церемонией невероятной красоты, она меня вдохновляет и трогает. Правда, я давным-давно не ходил к мессе - не знаю, быть может, с тех пор все изменилось.
- Отец Маноло существует в реальности? - Да, как персонаж.
- Но существовал ли он на самом деле? - Нет. Это вымышленный персонаж, хотя, создавая его, я вспоминал некоторых священников из моего колледжа.
- В каких сценах? - Домогательства на реке и в церкви.
- Это реальные сцены?! - О них мне рассказали товарищи. Когда ты живешь там, где учишься, вскоре узнаешь обо всем.
- Если два человека, которые вдохновили тебя на создание образа отца Маноло, существуют на самом деле, ты не боишься, что они обвинят тебя в чем-то? - (Здесь Альмодовар переходит сам с собой на ты. - ГАЗЕТА) Беспокоиться из-за этого - значит, выдать себя. Я режиссер и сценарист, для меня отец Маноло - лишь персонаж, которым, кстати говоря, я удовлетворен. Этот персонаж - не стрела, пущенная в католическую Церковь (у которой, между прочим, немало проблем, в том числе и сексуальная жизнь священников: если бы не обет безбрачия, многие проблемы можно было бы безболезненно решить). Я создал отца Маноло и его продолжателя, господина Беренгера, не для того, чтобы нападать на Церковь. Они - персонажи, позволяющие мне открыть два возможных лика страсти. Страсть отца Маноло, роль которого исполняет Даниэль Хименез Качо, к ребенку и стремление к власти превращают его в палача. Когда же его зовут иначе - господин Беренгер, когда он снимает сутану и увлекается загадочным Хуаном, он начинает играть противоположную роль, то есть становится жертвой.
- Структура "Дурного воспитания" не менее сложна, чем структура "Поговори с ней"… - По-моему, она еще сложнее. Как и в "Поговори с ней", в "Дурном воспитании" есть фильм в фильме, но на этот раз он длится не меньше получаса, что еще более рискованно. На самом деле фильм рассказывает три истории, три треугольника, которые в итоге могут сложиться в одну историю…
- Судя по вашим ответам, вы, кажется, очень довольны фильмом. - Я никогда не бываю достаточно доволен... но, скажем, я полон энтузиазма.
- Новые проекты?.. - Снова обрести сон и прийти в себя. "Газета", 22 июня 2004 |