Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЗЕРКАЛО": Религиозная толерантность в Азербайджане имеет исторические корни,
заявил "Зеркалу" директор по международным связям Американского еврейского комитета Эндрю Бейкер


"Зеркало" уже информировало своих читателей, что на днях в международном пресс-клубе состоялся семинар на тему "Роль ислама в формировании толерантности на Южном Кавказе", который собрал представителей различных религиозных конфессий, политиков, историков и экспертов. Один из участников мероприятия - директор по международным связям Американского еврейского комитета, раввин Эндрю Бейкер - согласился ответить на вопросы сотрудника нашей газеты.

- Что вы можете сказать о ситуации с религиозной толерантностью в Азербайджане?
- Толерантность в Азербайджане имеет исторические корни. То есть за весь период его существования, здесь никогда не было межрелигиозных проблем. В других государствах, в которых живут люди разных религий, часто происходят противостояния на этой почве. А так сказать, "в мирное время" всегда сохраняется накаленная ситуация.
Ситуация же в Азербайджане отличается в корне. В вашей стране существуют взаимопонимание и сотрудничество между разными религиями и конфессиональными лидерами. Мне кажется, это не только наследие, оставшееся от Советского Союза. Потому что позитивный диалог между религиями существовал в Азербайджане и до создания СССР.
- Как, по-вашему, не является ли причиной несостоявшегося диалога между конфессиями в других странах то, что, говоря об исламе, в этих странах всегда на передний план выдвигается именно фактор террора?
- Все мы прекрасно знаем, что очень часто террористы выступают от имени ислама. Мы также знаем, что примерно 30 лет назад на Ближнем Востоке террор не имел ничего общего с исламом. Тогда такие акции проводились исключительно из политических целей. А сейчас большинство террористических групп утверждают, что реализуемые ими акции проводятся от имени ислама.
- А вам не кажется, что подобные утверждения исходят из сформировавшегося за эти 30 лет отношения остальных религиозных общин к исламу?
- Глава любой террористической организации для удобного и эффективного функционирования может использовать в целях пропаганды те факторы, которые повышают к нему доверие. Если 30 лет назад такой человек для повышения доверия мог эксплуатировать такие факторы, как политическая и социальная несправедливость, то сегодня он использует для своей "положительной пиар-кампании" религию.
Подобный человек может заявить, что сегодня культура ислама испорчена западными ценностями. Ясно видно, что за событиями 11 сентября не стояли никакие политические цели. Те, кто осуществили эту кровавую акцию, утверждают, что США очень негативно влияют на арабский мир, и подобное влияние должно быть аннулировано. Иногда они заявляют, что эта борьба направлена против христианских и еврейских ценностей. Наверное, вы слышали о заявлении бен Ладена. Естествено, что он не марксист и не ленинист. Тем более, что сам заявляет, что он мусульманин и все его действия исходят из этого.
- В исламском мире адекватные шаги израильтян против деяний палестинцев оцениваются как "террор против террора". Что вы думаете, правильно ли отвечать террором на террор?
- Я не думаю, что это месть или же, как вы говорите, террор против террора. Ни одно государство мира не столкнулось с такими опасностями, какие выпали на долю Израиля. Израильтяне в первую очередь думают о том, как упредить и выйти из сложившейся ситуации. Ограничиться воспрепятствованием внедрения террористов в Израиль, при этом, сохраняя их на границе - не самый эффективный путь. Для защиты своих граждан Израиль должен уничтожать точки, где подготавливаются камикадзе и бомбы. Да, не спорю - это затрудняет положение многих рядовых палестинцев. Именно поэтому израильские власти и решили построить заградительную стену.
Легко сказать, что эта стена - есть вмешательство в жизнь палестинцев и попытка ограничить их свободу. Но, по-моему, такая политика уже начала давать свои положительные результаты. Полагаю, что палестинцы поменяют террористические акции на стол переговоров. Теперь все знают, что Израиль не собирается присоединять к себе палестинские территории.
- Вот уже второй десяток лет продолжается война Армении с Азербайджаном, и о мире пока и говорить не приходится. Как вы думаете, творящаяся несправедливость может стать причиной того, что на ум группы людей придет мысль - создать террористическую организацию?
- У меня нет сомнений, что метод террора в корне неверен. Вот уже несколько лет азербайджанцы проявляют большое терпение. Именно в результате этого за эти годы не была создана ни одна террористическая организация. Нужно найти путь реального решения проблемы. Нельзя оставаться равнодушным к судьбе более 1 миллиона беженцев.
- Как вы думаете, что не сделали для решения карабахской проблемы верховные религиозные структуры и что еще они должны предпринять?
- Есть хороший шанс для того, чтобы вынести существующий в вашей стране диалог между религиями на международный форум. Вы должны активно участвовать в проектах, касающихся мусульмано-христианского диалога. Вы должны иметь право на участие в таких проектах. Почему голос азербайджанского мусульманина должен быть менее слышен, чем речь одного исламского лидера в Париже? Если бы вы могли выйти на международную арену, то имели бы возможность там обсудить заданный мне заключительный вопрос.

М.Меджидли

"Зеркало" (Баку), 26 июня 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования