Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": Остались без защитника. Об отце Иоанне, разрушившем памятник Ленину


Расчлененку нашли за околицей, на свалке бытовых отходов. Сначала нижнюю часть туловища. Затем - метрах в десяти от нее - верхнюю, с торчащей вверх рукой. У жертвы отсутствовали нос и фрагмент кисти. Участковый села Конь-Колодезь сразу определил: политические мотивы. Версия вскоре подтвердилась. Выяснилось, что статую Владимира Ленина разрушил настоятель местного православного прихода.

ИСКУШЕНИЕ БОРОДОЙ

А батюшка Иван Иванович Чепрасов ничего такого и не хотел. Просто опротивело ему, что возле его храма стоит многометровый вождь мирового пролетариата. Двусмысленность диспозиции усугублялась тем, что традиционно выпростанная рука Владимира Ульянова указывала как раз на вход в церковь.

На дело отец Иоанн пошел в пятницу вечером накануне Святой Троицы - собрался приходу подарок сделать. Крановщика Юрия Голева батюшка соблазнил без труда. Наврал, что разрешительные бумаги на демонтаж имеются.

- Как было отказать человеку в рясе с крестом и бородой, трезвому, между прочим? - интересуется атеист во втором поколении Голев.

Как бы там ни было, отец Иоанн вместе с крановщиком и еще трактористом, также прельщенным богоугодной халтурой, обвязали скульптуру тросом и с помощью крана стали опускать ее с постамента на землю.Тут Ильич дал трещину ровно посередине, и его половины обрушились на клумбу.

Вероятно, отец Иоанн совсем не знаком с программой советской монументальной пропаганды, иначе знал бы, что серийные образцы памятников Ленину собирали как конструктор: сначала устанавливали часть фигуры по пояс, а на нее затем нанизывали все недостающее.

Но в семинариях такому не учат, да и молод еще сельский священник - едва за тридцать.

Конь-колодезский Ленин развалился по инженерному шву согласно законам сопромата. А отец Иоанн усмотрел в этом вышний знак, поощрение Закона Божьего.

Очевидцы говорят, что он не только не расстроился из-за случившегося, но еще и призывал местных недорослей, собравшихся поглазеть, отбивать истукану руки. Недоросли не решились. А вот отец Иоанн в пароксизме идеологической ненависти велел отвезти останки фигуры на свалку.

БЕС ПОПУТАЛ

- Дурак он, надо было с Лениным расправляться по уму: сначала руку отпилить втихую, потом другую, потом голову - никто бы и не заметил пропажи, решили бы, что от ветхости, - говорит Сергей-каменщик.

В деле уничтожения памятников он знает толк, как-никак работает на реставрации усадьбы известного флотоводца Сенявина, в которой с недавних пор располагается конь-колодезский храм.

В апреле прошлого года Липецко-Елецкая епархия обратилась в областную администрацию с просьбой передать ей усадьбу Сенявиных в собственность безвозмездно. Епархия намеревалась восстановить ее для своих нужд. В частности, чтобы возвести на ее территории храм и воскресную школу.

Липецкие чиновники дали добро - в бюджете области на восстановление памятника истории средств не было. Усадьба перешла в собственность епархии в октябре. А в начале этого года начались реставрационные работы.

Однако богослужения продолжаются здесь уже более трех лет. В уцелевших интерьерах усадьбы отец Иоанн устроил домовый храм.

И все бы ничего, вот только памятник вождю отпугивал паству и паломников.

Передача усадьбы в собственность епархии развязала конь-колодезскому настоятелю руки. Он написал письмо с просьбой дать разрешение на перенос памятника в более подходящее место. Послал письмо так, чтобы наверняка - в три адреса: в область, в район и в родной сельсовет.

Но, как сам говорит, не получил ни одного ответа. Вот и разозлился. А злость выместил на бессловесной статуе.

По версии Совета депутатов Хлевенского района, предложение тов. Чепрасова они намеревались рассматривать на ближайшей сессии, в июне, и сам заявитель об этом знал.

- А почему не дождался нашего решения, неизвестно. Наверное, бес попутал, - комментируют нардепы.

РАСЧЛЕНЕНКА ИЛИ АМОРАЛКА ?

Первым пропажу памятника заметил секретарь райкома КПРФ, конь-колодезский житель. Коммунист Дьячков на священника Чепрасова тут же пустил жалобу по инстанциям. Известие дошло до обкома.

В Конь-Колодезь приехал первый секретарь Николай Разворотнев. Вместе с местными товарищами по партии и председателем сельсовета отправился разыскивать статую. Разыскали, отвезли в зернохранилище.

Ну а потом и закрутилось.

Коммунисты написали заявление в милицию с требованием привлечь отца Иоанна к уголовной ответственности по статье 214 УК РФ ("Вандализм"). В милиции заявление приняли, но дело возбудить не смогли. По словам начальника Хлевенского ОВД Анатолия Иванова, в действиях священника состава преступления нет. Дело в том, что памятник не числится ни за одной из организаций. То есть ничейный. А кроме того, не стоял на месте захоронения и не представляет культурно-исторической ценности.

Иными словами, Иван Чепрасов с точки зрения Уголовного кодекса чист. Чего не скажешь об установлениях церковных.

В то время как милиция лавировала между политикой и религией, информация об инциденте дошла до Зюганова и патриарха.

Состоялась встреча владыки Никона и товарища Разворотнева. Владыка пообещал коммунистам выделить деньги на восстановление памятника и наказать вандала. С деньгами дело пока обстоит туго, а вот с вандалом - полный порядок. На епархиальном совете с отца Иоанна сняли крест, понизили до певчего и настоятельно порекомендовали покинуть пределы Липецкой области.

Закавыка, однако, в том, что формально Ивана Ивановича подвергли обструкции за повторную женитьбу. В самом деле, не увольнять же священника за то, что он разбил памятник гонителю православной церкви.

Три года прошло, как Иван Иванович женился во второй раз. И никому до этого не было дела. А тут темное пятно в биографии пришлось епархиальному начальству очень кстати. Его супруге сообщили, что ничего удивительного в этом решении нет: будто бы по распоряжению из Москвы повторно женившихся "подчищают" повсеместно.

Потомственный священник, Иван Иванович первое время пытался защищаться, ссылался на владыку Никона, который якобы благословил демонтаж памятника - мол, твое хозяйство, делай что хочешь. Но владыка слов священника не подтвердил. Тогда Иван Иванович бросил однокомнатную квартиру на Комсомольской улице, старый жигуль, жену и отправился на послушание в монастырь.

Жена его скрывает, где он спасается, и молит Бога, чтобы в Конь-Колодезь не приехал Жириновский, который обещал защитить расстригу от коммуняк.

НОС

В селе к скандалу вокруг статуи относятся по-всякому. Верующие грозятся перестать ходить в церковь, если отца Иоанна не вернут. Но таких немного. В большинстве своем не избалованные монументальным искусством, конь-колодезские жители все же жалеют о потере одного из трех своих памятников.

Теперь в селе остались мемориал в честь погибших воинов и некая стела с указанием расстояния до Москвы. Стела установлена в память о весьма путанном событии: не то любимый конь Петра Первого в колодец здесь провалился, а император в результате ногу сломал, не то наоборот. Но название села отсюда.

А ленинских статуй в районе и было-то всего две. Потому и берегли памятник в Конь-Колодезе.

Глава сельсовета и председатель райкома компартии спорят: никак не могут вспомнить, отбился ли нос при падении или вождь так и стоял безносый - в укор коммунистам. Сходятся на том, что нос - вторая по уязвимости деталь мужского скульптурного изображения. Доказано греками. Поэтому ее отсутствие не только не портит общего впечатления, но еще и добавляет исторического колорита.

Между тем выясняется, что епархия, чтобы замять скандал, предложила липецким коммунистам взамен разрушенной статуи другую, поменьше - со своего склада. Коммунисты принципиально отказались. Сказали: прежнего хотим.

В сельсовете, подражая колокольному звону, бьют часы. Коммунист Дьячков уезжает обедать. А глава села Пальчиков сетует, что теперь некуда будет в январе цветы возложить, а в апреле - детей в пионеры принять.

* * *

В Конь-колодезской школе пытаются возродить пионерское движение. До красных галстуков дело не дошло, но все к тому движется.

Около школы бегают подростки в бескозырках, у них нечто вроде "Зарницы".

- Знаешь, кто такой Ленин? - спрашиваю одного.

- Заступник угнетенных, вроде Николая Угодника.


ЦК сказал: "Бог покарал"

Протоиерей ВСЕВОЛОД (ЧАПЛИН), представитель Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата (РПЦ):

— Православному священнику второй раз жениться запрещено. Именно по этой причине отца Иоанна лишили сана.

Я не испытываю пиетета по отношению к господину Ленину. Однако считаю недопустимым самоуправство, которое позволил себе сельский священник, разрушив памятник.

Церковная история знает примеры, когда памятники Ленину пытались уничтожить священнослужители или учащиеся религиозных учреждений. Я сам припоминаю два подобных случая. В первом случае фигуру хотели сбросить с постамента с помощью троса, во втором — отбить руку. Но обе попытки, слава Богу, успехом не увенчались.

Я убежден, что споры такого рода должны решаться законным путем — совместно со светской властью и с собственниками, чтобы не настраивать людей друг против друга.

P.S. В свое время отец Всеволод заявлял, что "...Церковь готова помолиться о Ленине, если об этом попросят его родственники".

ЮРИЙ ПЕТРАКОВ, заместитель заведующего информационно-аналитическим отделом ЦК КПРФ:

— Ивана Ивановича Чепрасова, безусловно, покарал Бог. Как там у Лермонтова: ему сверху видно все. Мы с благодарностью восприняли решение епархиального совета о наказании провинившегося священника. Теперь и другим неповадно будет. То, что формальным поводом явился его второй брак, в котором он состоял несколько лет, — это для нас открытие. Но, между нами говоря, проколы в работе у всех случаются.

А у секретаря Нижегородского обкома КПРФ дед был священником, погиб от красного террора, причислен к святым. И что с того?

Игорь Найденов

"Московские новости"

25 июня 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования