Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ДАГЕСТАНСКАЯ ПРАВДА": Религия и мракобесие


Эти два понятия часто превращались в родственные словосочетания в период господства коммунистической идеологии. В те годы для подавляющего большинства это было лишь проявлением воинствующего атеизма, при этом представить не могли в религии мракобесие. По словарю С. Ожегова: "Мракобес – враг культуры, прогресса, науки". А одно из объяснений слова "мрак" имеет значение "некультурность". Сегодня, к сожаленью, происходит обоснованное объединение понятий религии и мракобесия. И происходит это не потому, что в религии заложено мракобесие, а потому, что деятели религии, проводники с поводырями оказываются зачастую мракобесами. В религии же призыв к образованию, к совершенствованию знаний, к вечному поиску присутствует во всем. Для избавления от мрака одних ссылок на Хадисы Пророка (с.а.в.) и цитирования Корана недостаточно.

Одним из проявлений мракобесия является неумение не то что понять, - даже слушать оппонентов. Оппонентов не только в иной вере, но и в числе единоверцев. Ответ духовенства на любое свое несогласие с чужим мнением: "Запретить!", "Изолировать!", "Атеист!", "Ваххабист!". Так, в публичной полемике с З. Варисовым, Р. Курбановым представитель официального духовенства сомневается в воспитанности и культурности человека, если он не придерживается тех взглядов, которые агитируются официальным духовенством. Одна лишь полемика М-Н. Османова с духовенством могла бы стать великолепным учебным пособием для дискуссий духовенства с обществом, однако, как всегда, духовенство никаких уроков из этой дискуссии не извлекло. Духовенство всегда и во всем право, а все, кто сомневается в этой правоте – кафиры, атеисты, неучи, продукты комсомольско-коммунистического воспитания, к тому же и произошедшие от обезьяны. По мнению духовенства, причина критических замечаний в их адрес изначально заложена в личных качествах критиков, и заключается она в нелюбви к исламу или в абсолютном отсутствии элементарных знаний об исламе. Выходит, они ставят равенство между исламом и собой? Когда-то критика КПСС тоже выдавалась как критика государства, а критика конкретного госчиновника являлась антисоветчиной. И за это сажали в тюрьму. Не прочь следовать тем же методам и наше духовенство. Тут мешает отсутствие своего суда, прокурора, тюрем. А имеющиеся суды и прокуратура им в этом пока мешает.

Мы имеем 15-летний опыт периода так называемого ренессанса ислама в республике, и он показывает вовсе не подъем культуры, сознания, миролюбия дагестанцев. Одни мракобесы в республике пытались монополизировать истину в своих руках, будто ОНИ и только ОНИ нашли самый короткий и верный путь в Рай, при этом, придавая архиважное значение внешнему облику и форме одежды верующего. Другие сегодня убеждают всех в том, что ключи от ворот того самого Рая только у них. Всё остальное – лишь заблуждения, ересь, фитна, бид’а и т.д. Для поиска, размышления, дискуссии места нет. Да и какая может быть дискуссия, когда ключи от Рая уже в кармане! При таком подходе сама религия перестает быть философией, ибо теряется смыслдальнейшего углубления знаний,изучения и освоения религии как науки. Остается толпе следовать за тем, кто обещает открыть те самые ворота. "Коран и хадисы Пророка не подлежат реформе!" - утверждают менеджеры ДУМ. Значит ли это, что и в Коране, и в хадисах Пророка (с.а.в.) все понятно и все расставлено по полочкам? Ведь в законах природы многое нам еще не известно, тайн Вселенной и сегодня уйма. То, что является сегодня тайной, завтра может стать общедоступным и известным. Возможно, после научного открытия в той или иной области мы по иному можем понимать и толкование некоторых аятов из сур Корана. Ведь именно научное открытие биологов о начальных стадиях развития зародыша сделало доступным и понятным смысл аята о первых этапах внутриутробного развития зародыша. Потому в ХХII, XXIII и в последующие века некоторые аяты Корана предстанут перед человечеством в совершенно ином смысле в свете научного объяснения того, что сегодня для нас является непостижимым. Что же касается научных открытий вообще, несмотря на мнение менеджеров ДУМ о том, что не может быть интеллектуалом неверующий человек, большинство научных открытий современности принадлежат выпускникам нерелигиозных учебных заведений. Трудно представить себе то, что понятие "религиозная порнография" принадлежит интеллектуалу. А первым признаком ограниченности интеллекта является неумение слушать и слышать оппонента, превращение любой дискуссии в скандал с навешиванием ярлыков, а то и прямым оскорблением оппонентов. Как указывает в своей статье заведующий Центром Востоковедения Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Амирхан Магомеддадаев, даже в первые годы советизации Дагестана существовал журнал "Джаридату Дагистани", на страницах которого ученые республики дискутировали между собой по спорным вопросам мусульманского права, догматики. При этом, как указывает автор, 98 процентов верующих и не подозревали о существовании этих споров. Сегодня же менеджеры ДУМ считают своим долгом привлекать всех до единого в каждый спор, в каждый обсуждаемый вопрос, начиная от обязательности или необязательности ношения головного убора мужчинами, кончая отношением к обеденной молитве в пятницу. При этом, из-за головного убора спорящие зачастую готовы проломить саму голову оппоненту. Между тем, в отличие от спорящих о головном уборе, интеллектуалы придерживаются иной точки зрения – головной убор, если его носить,должен быть чистым и опрятным. Еще лучше – если он будет соответствовать моде.

Нападки на книготорговцев, издателей вплоть до самовольного присвоения себе законодательной и надзорной функций официальным духовенством тоже относится к проявлению агрессивного мракобесия. После невнятных объяснений ДУМ по поводу списков запрещенных ими для продажи в республике книг, не последовало официального снятия этого запрета.По-прежнему молодчики ДУМ совершают рейды по книжным лавочкам городов и районов Дагестана, совершая противозаконные изъятия неугодной им литературы с полок магазинов, тем самым нарушая и без того хрупкую стабильность в республике. И это без всякого участия надзорных органов как со стороны торгинспекции, так и правоохранительных органов. Наряду сосмысловыми переводами Корана, изымаются книги с толкованием хадисов Пророка (с.а.в.) "Сады праведных", называя и эту книгу "ваххабитской". Похоже, духовенство дезориентировано во времени и в пространстве – когда жил Пророк (с.а.в.), и когда жил Абдул Ваххаб? Между тем, в книге "Сады праведных" изложены основы взаимоотношения людей, начиная от золотых правил торговли и семейных взаимоотношений, кончая тем, как мусульманин должен относиться к больным, немощным. Во всех городах РФ эта книга пользуется большим спросом и свободно продается в магазинах (за исключением Дагестана). Деятельность же ДУМ, как в области введения запретов, так и в области контроля за исполнением этих запретов, является противозаконной и антиконституционной.Законодательная инициатива – их право, которое они могут реализовать путем предложения проекта того или иного закона Народному Собранию республики или Государственной Думе РФ через своего депутата ГД или НС.

Мы живем в светской республике. В стране, где подавляющее большинство относится к иным, чем мусульмане, вероисповеданиям и атеистам. Правовая защищенность граждан не должна зависеть от их мировоззрения. Защищенность должны чувствовать и те, кто по тем или иным принципам не согласны с духовенством внутри каждой религии, ибо неравенство в конституционных правах, тем более грубое попирание этих прав, является одной из причин появления ростков политического или религиозного экстремизма. Иудаизм, христианство и ислам – каждая из них есть непостижимая философия, самая древняя из которых – иудаизм. Тем не менее, и внутри иудаизма есть разные направления толкования Торы, есть приверженцы различных течений и ответвлений этой веры, объединенной Пророком Мусой (Моисеем). Учение Пророка Исы (Иисуса) ещё пестрее в своих ветвях – католики, протестанты, православные и др. И это нормально, ибо философия постигается именно путем изучения, размышления, индивидуального восприятия. Ислам же, самая последняя и молодая религия, исходящая на основе последнего Откровения Всевышнего – Корана, пытаются преподнести нам в виде чего-то завершенного, закостенелого и не нуждающегося в дальнейшем изучении и в освоении. При этом образ ислама получается совершенно не вписывающийся в современное общество, из-за чего возникают конфликты, рушится социальная стабильность. Создается впечатление, что религиозные деятели не могут существовать без конфликта, им постоянно нужен образ внешнего и внутреннего врага. Прямо как СССР, а еще говорят, что не они продукты "совка". Ведь именно разумная гибкость ислама, его неувядающая новизна во все времена, его широта, прогрессивность и научность привлекают видных деятелей Западной культуры и науки, и они принимают ислам. Похоже, вполне обоснованно сказал один немецкий ученый, принявший ислам и после этого путешествовавший по мусульманским странам: "Я благодарю Всевышнего Аллаха, что я пришел в ислам раньше, чем увидел и узнал мусульман!".

Абдул Маликов

"Дагестанская правда", 22 июня 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования