Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА": Божественная энциклопедия. Невероятное - для ученых факт истории


Сегодня в Россию из США после 60-летнего отсутствия возвращается одна из самых почитаемых на Руси чудотворных святынь - Тихвинская икона Божией Матери. Именно ей предание приписывает спасение города Тихвина от шведов в XVII веке. По мнению директора Центра восточнохристианской культуры, историка искусства Алексея Лидова, чудотворные иконы - это вопрос не только веры, но и науки. О своем взгляде на проблему он рассказал корреспонденту "РГ".

- Алексей Михайлович, насколько серьезно в XXI веке можно говорить о чудотворных иконах?

- Конечно, проще всего отмахиваться от всего непонятного, что мы и делали до недавнего времени. Но давайте вспомним нашу историю. Ведь в XIX веке почти каждая православная семья имела свою почитаемую икону. Ей молились дома, устраивали крестные ходы в ее честь - вспомним хрестоматийно известную картину Репина "Крестный ход в Курской губернии". Речь идет о важнейшей культурной традиции России.

Почти все сказания о чудотворных иконах полны рассказов о том, как икона спасла конкретных людей, города и даже страну. Из самых известных примеров - Новгородская икона "Богоматерь Знамение", которая в XII веке уберегла новгородцев во время осады. Иконе Тихвинской Богоматери в начале XVII века было приписано спасение Тихвинского монастыря от нашествия шведов. Список или, проще говоря, копия с иконы Казанской Богоматери, оказавшись в ополчении Минина и Пожарского, стал главной святыней народного войска. Его чудотворная сила, как полагали, помогла освободить Москву от поляков.

- И все же человек, серьезно занимающийся наукой, вряд ли способен поверить в "реальность" чуда...

- Моя позиция такова: принципиально не касаться вопроса о подлинности чудес. Он не имеет прямого отношения к истории. Мне думается, что историческая наука должна воспринимать любое сообщение о чуде, письменное или устное, как некий документ и сюжет для анализа исторических событий. Однако у нас многие до сих пор боятся, что в их адрес прозвучат обвинения в распространении суеверий.

Хочу еще раз подчеркнуть: у науки и веры совершенно разные задачи. Они не пересекаются и вполне могут мирно сосуществовать. Попытка их скрестить и подтвердить какие-то положения веры научными аргументами или, напротив, опровергнуть мне изначально кажутся неплодотворными. Но мы можем исследовать область вокруг веры в чудо. Изучая чудотворные иконы, мы можем понять важные явления истории, искусства, психологии, социологии и даже экономики.

Мария Агранович

23 июня 2004 г.

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования