Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СЕДМИЦА.РУ": "Оттепель" или "зима"? Игорь Шафаревич о хрущевских гонениях на Церковь


Игорь Ростиславович Шафаревич, известный математик, академик, президент Московского математического общества, лауреат Ленинской премии. Родился 3 июня 1923 года. После окончания школы поступил сразу на последний курс Московского Университета, в 18 лет защитил кандидатскую диссертацию, в 23 – докторскую. Игорь Шафаревич известен также как публицист, философ и общественный деятель. С 60-х годов активно выступает в защиту Православной Церкви. В 1974 году вместе с Александром Солженицыным издал сборник "Из-под глыб", собрание статей по вопросам духовной и общественной жизни того времени. В 1975 году без объяснения причин его уволили из Московского Университета, в котором он преподавал с 1943 года. В 2001 году академик Шафаревич прочитал в Сретенском высшем духовном училище спецкурс "Духовные основы российского кризиса XX века".

Священник Алексий Уминский: – Здравствуйте, Игорь Ростиславович!

Шафаревич И.Р.: – Здравствуйте, благословите.

Священник Алексий Уминский: – Бог благословит нашу беседу. Сейчас в некоторых кругах считается хорошим тоном пнуть Церковь и обвинить её в том, что в 60-70-е годы Церковь молчала, шла на поводу у власти и фактически вступила с ней в соглашение. Вы разделяли тогда мнение Солженицына? Что Вы думаете об этом сейчас?

Шафаревич И.Р.: – И сейчас, и тогда мне казалось, что обвинения против Церкви неправомочны. Церковь состоит из людей, и она такова, каков церковный народ. Обвинять надо себя. Действительно, Церковь была страшно подавлена. Не было сил противостоять этому давлению, ему поддавались все.

Священник Алексий Уминский:– Вы занимались с детства наукой, почему Вы стали правозащитником?

Шафаревич И.Р.: - Собственно "правозащитником" я никогда не был, и сам этот термин мне чужд. У меня с подросткового возраста и до глубокой старости сохранялось чувство, что мой народ находится в смертельной опасности. Стремление мое – защитить свой народ, а не какие-то абстрактные ценности, которые кажутся мне малопонятными.

Священник Алексий Уминский: – А почему именно положение Церкви столь Вас заинтересовало, ведь свободы и права нарушались повсеместно.

Шафаревич И.Р.: – Не только положение Церкви. Я тогда написал книгу "Социализм как явление мировой истории". Мне хотелось понять, что же такое с нами происходит, ведь единственный инструмент, который у меня есть – выработанный в математике механизм понимания. Книга разошлась в самиздате, потом была издана заграницей. Мне казалось, что стержнем народа всегда является религия и ее проявление в миру – Церковь. Так мы выстояли татарское иго, только этим способом мы можем выстоять под тем игом, что легло на нас и продолжает давить и сейчас.

Священник Алексий Уминский: – Ваши родители пережили тридцатые годы. Как они относилась к Церкви, к вере? Как Ваше детство проходило в этот период?

Шафаревич И.Р.: – Это очень интересный вопрос. Не только у моих родителей, но и почти у всех представителей старшего поколения, на тридцать, двадцать, даже десять лет старше меня, я всегда встречал одно и то же: они потеряли веру в Бога, хотя были очень религиозными в молодости. Например, мой отец даже собирался идти в монастырь и выбрал себе монашеское имя. Они пережили гражданскую войну, голод, крах всех форм жизни, тиф, расстрелы. Отца дважды водили на расстрел, и лишь по случайности не расстреляли – он был в штиблетах, а ценились сапоги. После этого постепенно они потеряли веру в Бога. Я думаю, причина заключается в том, что дореволюционная Церковь не дала им заряда, который позволил бы им перенести испытания.

Священник Алексий Уминский: – После гонений, наверное, у многих людей возникла надежда на то, что возврата к этому не будет, и что для Церкви наступает новый период. Давайте посмотрим кадры из фильма "Российские Патриархи", где Святейший Патриарх Алексий II вспоминает об этом периоде.

Святейший Патриарх: С приходом к власти Хрущева начинаются новые административные гонения, которые, я могу свидетельствовать как очевидец, переживал Святейший Патриарх Алексий I, потому что каждую закрытую семинарию, каждый закрытый монастырь, каждый закрытый храм он пропускал через свое сердце. Я уже был Управляющим делами Московской Патриархии, к нам обращалось несчетное количество людей с просьбой об открытии храмов. По каждому вопросу, а иногда и списками мы обращались в Совет по делам религий. Особенно много прошений поступало из Нижнего Новгорода, где было три кладбищенских храма, которые не могли вместить всех верующих, но все попытки открыть новый храм или расширить церковь, пристроив один придел к Карповскому храму, были тщетны. Не удавалось улучшить положение верующих в тяжелые годы хрущевских гонений.

Священник Алексий Уминский: – Игорь Ростиславович, а к Вам тогда верующие обращались за помощью?

Шафаревич И.Р.: – Да, из-за моего сочинения "Законодательство о религии в СССР", которое тогда распространилось в самиздате, у людей сложилось ложное, горькое для меня впечатление, что я могу чем-то помочь. Ко мне много раз приходил один из инициаторов передачи храма в городе Горький, о котором вспоминал сейчас Святейший Патриарх, Леонид Федорович Казурин, по профессии настройщик роялей. Он рассказывал, как его травили, показывал письма, которые писали в его защиту – трогательные письма, написанные простыми людьми, непривыкшими складно писать.

Священник Алексий Уминский: – А как вообще складывалась судьба тех людей, которые пытались бороться за веру?

Шафаревич И.Р.: – Тяжело. Например, тогда по рукам ходило письмо верующих города Кирова (Вятки). Они были одними из немногих, кто протестовал против закрытия церквей, инициатором протеста был такой Талантов. Его начали травить в газетах, жена его умерла от инфаркта, его самого отправили в лагерь, и через полгода он там умер. Таких случаев я знаю довольно много.

Священник Алексий Уминский: – Игорь Ростиславович, Вы сейчас показали нам свою знаменитую книгу "Законодательство о религии в СССР". Для кого Вы ее писали и почему?

Шафаревич И.Р.: – В основном для себя, чтобы установить для себя истину. Я слышал много рассказов, но травмированные люди иногда склонны преувеличивать. Объективный факт – это законы, а законы были совершенно невероятными, даже конституция содержала такой пункт: у нас разрешается свобода отправления любого культа и свобода пропаганды атеизма. Но закон запрещал, например, причащение тяжелобольного или умирающего, если только в больнице нет "специально изолированного помещения". А такого помещения естественно не было.

Священник Алексий Уминский: – Слава Богу, что времена изменились, по-другому складываются отношения Церкви и государства, теперь у нас есть возможности причащать и в больницах, и в тюрьмах. Я очень благодарен Вам, Игорь Ростиславович, что Вы пришли к нам в студию, и желаю Вам помощи Божией и крепкого здоровья.

Протопресвитер Матфей Стаднюк, настоятель Елоховского собора:

– Нам задают вопрос, почему Церковь выжила и как она могла выжить? Естественно, выжила, потому что у народа была вера, вера в непобедимость Церкви. У всех тех, кто старался как бы умалить Церковь, наоборот, получалось, что Церковь, хотя и скромно, но свято сохраняла свои древние традиции. Церковь всеми силами старалась защищать свои права. Пройдет время и история скажет о тех трудах, которые понесли наши Патриархи, митрополиты, архипастыри и пастыри, о том, как народ православный защищал Церковь. Нельзя обвинить народ в том, что он весь был атеистическим. Народ был верный. Но Господь, видно, послал такое испытание, чтобы наш народ показал всему миру, что он и Церковь Божия – непобедимы.

Священник Алексий Уминский: – Настало время подвести итоги викторины. Какой же Афонский монах стал известным писателем на Руси в XVI веке? Имя этого монаха, писателя, философа и переводчика – Максим Грек. Первым правильно ответил на вопрос Павел. Мы поздравляем Вас. Вы получите приз – том "Православной энциклопедии". А теперь - о том, кто же такой был преподобный Максим Грек.

Сюжет: Кто из монахов Ватопедского монастыря на Афоне стал знаменитым переводчиком, писателем и философом на Руси в 16 веке?

Максим Грек, в миру Михаил Триволис, получил блестящее образование. Он учился светским наукам в Венеции и Флоренции, в Падуанском университете и Германии. Дружил с итальянскими гуманистами и был последователем Савонаролы. Но, разочаровавшись в "еллинской премудрости", в 1504 году Михаил покинул Италию, вернулся в Православие и стал монахом Афонского монастыря. Спустя 13 лет Великий князь Московский Василий III обратился к властям Афона с просьбой прислать ему ученого монаха для перевода на русский язык греческих и латинских книги из богатой великокняжеской библиотеки. Выбор пал на Максима. В России его прозвали Греком и Философом. Живя в Чудовом монастыре, он перевел на русский язык Толковую Псалтирь и житие Пресвятой Богородицы Симеона Метафраста, сочинения Василия Великого и Иоанна Златоуста. Обнаружил и исправил некоторые ошибки в русских богослужебных книгах, сделанные либо переписчиками, либо неумелыми переводчиками. Но нашлись люди, которые обвинили чужестранца в "порче книг". В 1525 году он был необоснованно обвинен в ереси, шпионаже в пользу Турции и даже в колдовстве. Его заточили в Иосифо-Волоцкий монастырь, в темницу, без права читать и сочинять. Потом приговор смягчили, и он смог снова заняться творчеством. Последние годы жизни он провел в Троице-Сергиевой Лавре. Кроме переводов, Максим Грек создал более 350 собственных сочинений на самые разные темы. Благодаря ему, кругозор русского читателя значительно расширился. В 1988 году преподобный Максим Грек причислен к лику святых.

Священник Алексий Уминский: - Наша программа подошла к концу. Её электронную версию читайте на нашем сайте: "Седмица.ру". Всего Вам доброго. Храни Вас Господь.

Телепрограмма "Православная энциклопедия"

(Эфир на канале ТВЦ 19.06.04)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования