Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ОГОНЁК": Каждый год на этом месте. Деревни нет уже несколько десятилетий, но односельчане каждый год приезжают на место родного села


Посреди поля -- заброшенная церковь, одиноко стоящие деревья, крапива под ногами и яркие пятна разбросанных то там, то здесь кустов сирени -- как свидетельство, что когда-то в этих безлюдных местах жил человек. Красота первозданная, чибис на проселочной дороге, как в старой песенке. На солнце блестит голубое зеркало маленького озерца. В удивительной красоте скромного русского пейзажа что-то такое, что радует глаз, манит, дарит покой.

Раз в году оглашаются окрестности шумом людских голосов, гулом машин, детским смехом -- съезжаются в это место те, кто некогда имел здесь родной дом, свою малую Родину. Приезжают люди семьями, с детьми, внуками, зятьями, снохами. Посидеть на родной земле, где когда-то жили или они сами, или их предки. Ни одного жилого дома, ни одной деревянной постройки, сарая или баньки, даже доски не сохранило суровое время от большого села, а люди едут. Находят родную березку, которую посадили когда-то еще совсем юной девчонкой, или рябину, украшавшую их родной дом лет 40 тому назад. Разбивают стол на траве, раскладывают угощение. Выпивают, вспоминают, ходят в гости от одного несуществующего ныне дома к другому. Кто-то плачет, вспоминая молодость.

Собравшись у церкви молодые слушают старожилов

Здесь в Дивеевском районе Нижегородской области стояло село Смолино. Оказалось оно одним из тысяч российских сел, попавших в число неперспективных в семидесятые годы -- в период "укрупнения деревень". Тогда малые или отдаленные деревни руководящей рукой партии сносились с лица земли. Делалось это планомерно, целенаправленно. Вначале закрывались школа, магазин. Возникающая вдруг авария на подстанции не ликвидировалась долгое время, без электричества село потухало. В случае со Смолино последней каплей для сельчан было закрытие богатой и процветающей свинофермы, перенос ее в соседнее село Суворово. Оставшись без работы, люди уезжали. Последними из села уже где-то в восьмидесятые годы ушли четыре старика пенсионера.

Отец Александр сам ремонтирует храм и сам в нем служит

А в начале XX столетия Смолино было процветающим селом, более 170 дворов, со своей каменной церковью, школой. С песнями и ночными гуляньями деревенской молодежи, с любовными свиданиями под сиренью, с работящими, малопьющими мужиками. Была в селе и своя интеллигенция. До сих пор почитают учителя начальных классов смолинской школы Екатерину Ивановну, хранительницу смолинской истории. Помнят и мужа ее, музыканта. "А представляете, мы, деревенские ребятишки, отродясь ничего не видали, в городе никогда не были, а тут -- скрипка. Это муж Екатерины Ивановны играл для нас", -- вспоминает один из бывших односельчан, так же, как и все остальные, покинувший свое родное село в семидесятые годы.

"Каждый год приезжаем сюда на Троицу, я и сестры мои. Когда мы уехали из села, колхоз купил у нас дом за 300 рублей. Устроили в нем склад под лук. А зимой дом сгорел. Разжег кто-то костер, ничего от дома не осталось. Вот по этой рябине находим место, где наш дом стоял". На глазах у сестры -- слезы.

-- И давно, -- спрашиваю, -- вы вот так всем селом собираетесь?

-- Каждый год. На Троицу. И в хорошую погоду, и в плохую. Сегодня вот солнышко, тепло. А в прошлом году погода была осенняя, холодная, с дождем и ветром. А все приехали, и до вечера никто не уезжал. Сидели вместе.

Отец Александр живет в соседней деревне. Зимой приходит в церковь на лыжах. Недалеко от храма разбил палатку, летом в ней ночует

"Смолино было очень хорошим селом. Народ к науке тянулся, к образованию. Сколько из Смолино вышло ученых, -- добавляет Екатерина Ивановна, душа смолинской интеллигенции, первая учительница всех смолинцев. -- Пешком ведь ходили многие километры -- учиться". Молодая женщина, стоявшая рядом с Екатериной Ивановной, начала вспоминать всех смолинских "ученых", то есть окончивших вузы. Около Екатерины Ивановны целый круг односельчан, каждому хотелось что-то сказать, что-то вспомнить. Удивительна была гордость у этих людей за свое родное, но исчезнувшее село, и та теплота, которую они испытывали к односельчанам.

Приехав на место родной деревни своих дедушки и бабушки, внук-горожанин может увидеть живых овец

Разрушенный храм, единственно уцелевшая из всей деревни постройка из камня, восстанавливается. Отец Александр руководит реставрационными работами и проводит службы в частично отреставрированной церкви. "Зимой приходят на богослужение на лыжах. Вот видите, это печка, -- показывает отец Александр на буржуйку, -- зимой прихожане стоят рядом с ней, не замерзают. А я во время службы около алтаря нахожусь, руки так коченеют, что двигать ими не могу. Да, но это не главное, главное -- люди идут. Хотелось бы возродить это село. Хочу, чтобы сюда начали возвращаться люди". -- "Думаете, вернутся?" -- спрашиваю. "Ну не все, конечно, а самые отчаянные могут вернуться, отстроиться. Были бы люди, тогда найдутся средства, чтобы и коммуникации проложить, дорогу. Места здесь уж больно красивые. Я хоть сам не местный, но полюбил их, как родные. Вот сын Андрей занимается реставрацией храма. Окна -- его работа. Хотим вернуть первозданный вид настенной живописи, иконам. Посмотрите, сохранились рисунок, краски, цвет".

Отец Александр живет в соседней деревне, что в четырех километрах отсюда, сам так же, как и прихожане, зимой приходит в церковь на лыжах. Недалеко от храма разбил палатку, летом в ней ночует.

...День переваливает за половину, солнце в самом разгаре. Односельчане разбились по интересам, кто своей бывшей улицей собрался, кто около дома в кругу семьи расположился, детишки гоняли мяч, кто-то удил рыбу в озерце. Когда проходила около одной такой компании, услышала речь молодой женщины, она предлагала тост за Смолино. "А что, и возродим село, и жить здесь будем!"

Людмила Короткова, Нижегородская обл.

№ 24, июнь 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования