Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ДАГЕСТАНСКАЯ ПРАВДА": Европеизация ислама или исламизация Европы?


На эту тему в течение двух дней на прошлой неделе в Московском офисе фонда имени Конрада Аденауэра проходил круглый стол с участием известных ученых политологов и религиоведов России, Германии и Латвии. Интерес к этой теме Западных стран объясняется тем, что в последние годы отмечается резкий рост мусульманской диаспоры в странах Европы за счет как гастарбайтеров, так и беженцев с Балкан, Кавказа, и с Бл. Востока.

Фонд им. Конрада Аденауэра, названный в честь первого канцлера послевоенной Германии – это политический фонд, учрежденный Христианско-Демократическим Союзом. Являясь одним из ключевых элементов системы политического образования и гражданской активности в ФРГ, фонд в своей деятельности полностью самостоятелен. Финансирование осуществляется как из бюджетных средств (ХДС сегодня является оппозиционной партией, потому и трудно представить финансирование КПРФ или "Яблока" из бюджета РФ), так и общественных средств.

Высшей ценностью, которой должна подчинить себя политика, Фонд считает достоинство человека. На протяжении послевоенной истории, большую часть которой христианские демократы находились у власти, они стремились поддерживать баланс традиции и прогресса, безопасности и открытости, поддержки республиканских и гражданских ценностей. На этот баланс в своей деятельности ориентируется и Фонд Аденауэра.

Конрад Аденауэр (1876-1967) стал канцлером Германии в 73 года и все 16 лет его правления это годы решающего выбора политического направления всего послевоенного развития страны. Он задал курс на союз с западными демократическими странами. Он же первый нормализовал отношения с СССР. При нем была принята Конституция ФРГ, закрепившая уникальную модель социального государства и социально ориентированной рыночной экономики.

Круглый стол проходил с участием известных в мире специалистов в области религии Алексея Малашенко (Карнеги-Центр, Москва), Александра Игнатенко (член консультативного Совета при Президенте РФ), проф. Леонс Тайванс –факультет религиоведения (Рига), Рафаэль Хаким – Государственный Советник Президента Татарстана по политическим вопросам и др. С немецкой стороны участвовали Маркус Ингенлат – руководитель Фонда Конрада Аденауэра в Москве, д-р Андреас Якобс – Академия Конрада Аденауэра (Берлин), Зонн Матиас политический отдел Посольства Германии в РФ.

Выступавшие отметили возрастающую роль ислама в международной политике, наличие проблемы интеграции, трудностей во взаимопонимании неизбежно сливающихся двух культур, двух цивилизаций. Что интересно, в течение двух дней ни один из выступавших не ссылался на теорию американского ученого Хантингтона (теория неизбежного столкновения двух цивилизаций, о переходе противостояния Восток-Запад в противостояние Юг-Север), что на подобных мероприятиях, проводимых американцами, исключено. Наоборот, все выступления были пронизаны темой предотвращения столкновения,правового регулирования проблем, предоставления возможности эмигрантам из Восточных стран сохранить национально-культурную самобытность путем создания им соответствующих условий. Условия эти – религиозные школы, мечети, возможность выпускать печатную продукцию на своем языке и т. д. Как отметил Андреас Якобс, в министерстве ВД Германии вопросами эмигрантов из Турции, арабских стран занимается ученый, во всех аспектах компетентно владеющий знаниями о религии, культуре, истории, традициях турков и других Восточных народов.

Интересным было сообщение Леонса Тайванса (Латвия) о прогнозах развития Европы на ближайшие десятилетия. Количество принявших ислам в Латвии десяток человек (при населении почтив 2,5 млн чел). В Германии же принявших ислам более 11 тысяч. Причем, это не худшие представители страны по своему социальному статусу.Привлекает же ислам тем, что он ясен, лишен символов, он рационален. Философское осмысление науки сегодня пришло в тупик, а выход же из этого тупика сегодня в исламе. Потому огромное значение интеграции мусульман в Европу г-н Тайванс видит в организации правильного и оптимального варианта образования, ибо именно любое образование делает Европу будущего. Исторически Европа имеет христианский базис, но сегодня можно сказать, что Европа это постхристианское общество. Современное христианское мышление в Европе иное, чем в России. Каждый человек в европейском обществе должен нести в себе что-то исламское, что-то христианское, что-то иудейское и т.д., таким образом, он должен стать членом глобального общества. При этом каждый представитель любой конфессии должен быть открытым для представителя другой конфессии с одной целью – с целью достижения согласия. Если старая теология предполагала, что истина одна и она в лице христианства, то современная теология следует принципу: истина находится дальше представлений одной какой-либо религии. Согласно этой формуле,нет превалирующей одной религии. Изменение, казалось бы, фундаментальных понятий в религии, в современном свете является реальностью. В христианстве мы видим готовность отказаться от триединства Бога, от понятия бого-человека Христа. Всякая религия имеет свою оболочку и ядро. Оболочкой, по мнению Леонса Тайванса, является форма реализации религии. Ядро же религии, хотя наука еще не дала ему определение, мы можем определить как мистическое начало. Носители особого сознания мистики и задают тон религии, являясь контрольными точками религий. Западноевропейская мистика же сегодня показывает новый феномен – истина – одна, можно к ней идти и разными путями. В том числе и через ислам. Потому можно сказать, что западноевропейское общество готово принять иную религиозную модель, а наиболее вероятным для этой модели является ислам. Это, неизбежно изменит лицо Европы так же, как и само вхождение Германии в Европейское сообщество изменило его. Говоря о религиозном образовании в Латвии, г-н Тайванс отметил и такую точность в законодательстве его небольшой страны: если родители десяти учеников школы заявят об их желании получения их детьми религиозного образования в рамках школы, то государство обязано ответить положительно на эту потребность. Говоря о международных проблемах, связанных с исламом и мусульманами, г-н Тайванс подчеркнул, что граждане Латвии в подавляющем большинстве были против войны в Ираке, однако Правительство страны решило выделиться перед США и вопреки общественному мнению, отправило контингент своих войск в Ирак. Потому граждане Латвии не исключают свою страну из пояса возможных террористических актов со стороны противников войны в Ираке.

О том, что привлекает граждан западной Европы в исламе, рассказала г-жа Ольга Бибикова (заместитель редактора журнала "Россия и мусульманский мир"). В своем выступлении она подчеркнула, что во Франции миллионы женщин воспитывают своих детей без отца. Вопреки сложившемуся мнению, ни один закон и ни в одной стране не защищает права женщин, как шариат. По шариату конкретизированы обязательства отца по отношению как к ребенку, так и к матери. По исламским законам экономическая защита женщины остается главной как в случае развода, так и в случае смерти отца. Хотя подавляющее большинство немусульман (порой даже и мусульман!) имеет представление о шариате, как об отрубании рук или головы, принципы шариата намного прогрессивнее, чем нам кажется. Во многих мусульманских странах считают, что шариат не что-то навеки написанное и не подлежащее изменениям в соответствии с требованиями времени и общества. Известны много случаев, когда мусульманские богословы вносили коррективы в шариат в зависимости от ситуации ивремени – сказала г-жа О. Бибикова. В этой связи я вспомнил поправку в шариатский закон последнего имама Дагестана Нажмутдина Гоцинского в первые годы революционной вакханалии на Северном Кавказе: за воровство мусульманином у мусульманина не предполагалось лишение жизни укравшему. Но за воровство мусульманином у христианина – смертная казнь была неминуемой.

Круглый стол прошел в обстановке полного взаимопонимания, без единого намека на репрессивные меры во имя предотвращения чего-то, без слов "угроза ислама" из уст европейских участников круглого стола. Необходимо отметить, что в конце первого дня работы на частое упоминание"ваххабизм" в выступлении Александра Игнатенко, представитель Германии задал вопрос: "Я бы хотел понять, что такое ваххабизм, о котором вы так часто говорите? Что вы вкладываете в это понятие?".

Абдул Маликов

"Дагестанская правда", 15/6/2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования