Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Трехногий конь Святого Георгия. Симбиоз язычества и православия в Южной Осетии может привести к формированию националистической идеологии


Об авторе: Александр Юрьевич Скаков - руководитель отдела стран СНГ Российского института стратегических исследований, кандидат исторических наук.

Как и предсказывали эксперты, в последнее время обострились отношения между Грузией и непризнанной Южной Осетией. Молодой активный президент Грузии Михаил Саакашвили одержим пассионарной идеей восстановления территориальной целостности Грузии. Подчинив Аджарию, он пытается в кратчайшие сроки вернуть Южную Осетию и Абхазию в лоно метрополии.

Между тем обе бывшие автономии уже превратились во вполне состоявшиеся государства со своими парламентами, армиями и президентами. Кроме памяти о кровавых войнах за независимость грузин с южными осетинами и абхазами разделяет этническая принадлежность. В отличие от аджарцев, являющихся грузинами (картвелами), абхазы по языку принадлежат к абхазо-адыгским народам, южные осетины - к иранским. Религиозные различия играют гораздо меньшую роль. Напомним, что большинство аджарцев и часть абхазов считают себя мусульманами, а большинство абхазов и южных осетин, как и грузины, - православные христиане.

Тем не менее религиозный фактор оказывает влияние на ситуацию в непризнанных республиках. Не является исключением и Южная Осетия. Хорошо известно, что степень христианизации осетин, как северных, так и южных, невелика. Хотя христианство появилось в предгорьях и в горных ущельях Центрального Кавказа еще в Средние века, до сих пор сохранились ощутимые следы дохристианской религии осетин. По сути, здесь сформировался своеобразный симбиоз язычества и христианства, хотя языческая основа осталась доминирующей.

Осетины поклоняются "Большому Богу", а также целому сонму святых: Уастырджи (святой Георгий), Уацилла (святой Илия), Мады Майрам (мать Мария), Аларды (божество оспы), Тутыру (владыка волков). Уастырджи, являющийся, вероятно, самым чтимым осетинским божеством, покровительствует мужчинам, воинам и путешественникам. Он изображается в виде крылатого всадника на трехногом коне. До сих пор в Дзауском (Джавском) районе Южной Осетии функционирует несколько языческих святилищ - дзуаров. Это слово происходит от грузинского "джвари" - "крест".

После присоединения Южной Осетии к России царское правительство пыталось "восстановить" христианство среди осетин. Испытывая сильное влияние Грузии и подчинясь Тифлису, православные общины Южной Осетии тянулись к Русской Церкви и к своим единоверцам-осетинам по северную сторону Кавказского хребта. На епархиальном съезде во Владикавказе в апреле 1917 года был поставлен вопрос о создании самостоятельной епархии, объединяющей приходы Северной и Южной Осетии.

В годы советской власти все шесть храмов Цхинвала были закрыты. Первые религиозные общины в автономии появились на закате перестройки в ее столице и в селе Цунар. Подчиняться Грузинской Православной Церкви православные Южной Осетии не сочли возможным, особенно после того, как ее Патриарх Илия II практически поддержал лозунг "Грузия для грузин".

Православные жители республики (численность которых составляет около 6 тыс. человек) обратились к Московской Патриархии с просьбой принять их под свою юрисдикцию. Москва отказала, ссылаясь на невозможность вмешиваться в дела канонической территории Грузинского Патриархата. Тем не менее обсуждались планы создания в Цхинвале подворья РПЦ. В 1992 г. православные Южной Осетии обратились в Русскую Православную Церковь Зарубежом и были взяты под омофор архиепископа Лазаря, управлявшего делами РПЦЗ по Югу России. В 2000 г. в Южной Осетии было создано благочиние, главой которого стал игумен Георгий (Пухаты), настоятель цхинвальского храма Рождества Пресвятой Богородицы.

После раскола в РПЦЗ в 2001 г. Цхинвал обратился в Синод Противостоящих, возглавляемый митрополитом Киприаном (Кутсумбас), Истинно-Православной Старостильной Церкви Греции с просьбой о принятии в ее лоно православных Южной Осетии. Любопытно, что в этот Синод входит отлученный от Грузинской Православной Церкви скандально известный православный фундаменталист священник Басилий Мкалавишвили.

Митрополит Киприан признал статус благочиния Юго-Осетинского Аланского округа и предоставил ему статус епархии. Наместником Аланской епархии Республики Южной Осетии стал уже упоминавшийся игумен Георгий (Пухаты).

Сейчас православие в Конституции Южной Осетии объявлено государственной религией, президент непризнанной республики часто присутствует на богослужениях. Не имея глубинных корней, православие в республике может со временем не только скатиться на откровенно фундаменталистские позиции, но и стать одной из основ формирования новой, националистической идеологии, опасно близкой к фашизму.

Так, представители православного духовенства непризнанного государства призвали к переименованию Республики Южной Осетии в Республику Аланию, так как термин "Осетия", по их мнению, ущербен из-за своей "грузифицированности". Обращают на себя внимание работы идеолога южноосетинского национализма Алана Чочиева, сконструировавшего "ас-аланскую" древнейшую в мире арийскую идеологию, центром которой является Цхинвал. По его словам, "в ряду Вифлеема, Иерусалима, Назарета, Ватикана, Мекки, Медины, зороастрийских, буддистских, синтоистских и иных святых мест Цхинвал занимает место древнейшего среди равных". Не случайны и отсылки Чочиева к "мистикам Третьего рейха", которые "в ходе войны стремились в Цхинвал".

Серьезной угрозой для православного будущего Южной Осетии являются секты и нетрадиционные для региона конфессии. Численность их адептов за истекшее десятилетие резко выросла. В 1991 г. здесь появились баптисты, пятидесятники, "Свидетели Иеговы", адвентисты седьмого дня, харизматы. Пытались внедриться также мунисты и бахаисты.

Итак, перед Южной Осетией кроме угрозы со стороны официального Тбилиси встает несколько вызовов: проблема распространения нетрадиционных конфессий и сект и опасность формирования националистической идеологии на базе синтеза язычества и христианства.

Александр Скаков

"НГ-религии", 16 июня 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования