Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КРАСНОЯРСКИЙ РАБОЧИЙ": Молоко для доброго духа. Журналисты из Красноярска прошли обряд очищения у тувинского шамана


Завтра, 12 июня, - День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Нам всем хочется жить в нашей родной стране долго и счастливо, но для этого мы должны научиться (а может быть, просто не разучиться) понимать и любить друг друга. Всегда помнить, что все мы очень разные, но все - россияне. Точно так же, как и жители таинственной республики Тува, которая последней вошла в состав России в 1944 году. Но при этом до сих пор сохранила свою самобытность, вековой уклад жизни и мудрость созерцательной философии Востока.

Ч ООДУ АЛДЫН-ХЕРЕП (в переводе имя означает "солнечный луч") - потомственный шаман. И дед его этим делом занимался, и мать была ясновидящей. А сам он родился на дороге и получил силы от природы. Тесно, неразрывно связан с духами тайги и огня. "Работать шаманом интересно, - говорит Алдын-Хереп, - но каждый раз это - страдания. Не всякого человека можно очищать - ничего не выйдет, если вокруг кого-то много недоброго. Рисковать не стоит, злые духи могут напасть - бывает страшно".

Обряд очищения - это своего рода напутствие перед дальнейшей дорогой по жизни. Как объясняют шаманы, у одного человека - пиала полная, у другого - уже полупустая. Но сколько бы ни осталось, останавливаться на середине пути, переводить дух не следует. А чтобы идти вперед было легче, необходимо избавиться от душевного мусора, болячек и прочей житейской шелухи.

Шаман может работать, камлать и два часа, и три. А помогают ему разные диковинные вещи - череп барана, медвежья лапа, беличий хвост. Идут в дело и кости животных - у тувинцев не принято выбрасывать баранью лопатку или берцовую кость. Их хранят и даже "подкармливают" - смазывают топленым маслом. Шаман превращает косточки в обереги, хранящие покой, и вешает их на двери жилища. Считается, что животное когда-то ходило по земле, было связано с космосом, и даже после его смерти силы Вселенной не исчезли никуда.

Алдын-Хереп готовится к обряду долго и тщательно. Поджигает ветки можжевельника: дымом отгоняет черных духов от священного места - оваа. Это деревья или коряги, на которых развешиваются сотни разноцветных ленточек. Оваа можно встретить по всей Туве - чтобы наладить отношения с добрыми силами, люди приносят сюда плошки с молоком, рассыпают рис. Поэтому здесь всегда очень много птиц. В Кызыле, на берегу Енисея, где проходил обряд, они обычно сидят целыми стаями и никого не боятся.

Шаман разводит костер, бросает в него топленое масло - кушанье для добрых духов. Нагревает над огнем бубен и начинает свою пляску. Он двигается к большой реке, будто собираясь набраться от нее сил, издает некое подобие свиста и возвращается назад. Удары в бубен раздаются все чаще, шаман раскачивается, кружится вокруг костра - быстрей и быстрей. Ритуальный танец сопровождается гортанными, очень странными звуками. От этого голоса, меньше всего похожего на человеческий, становится не по себе.

Алдын-Хереп, двигаясь неровно, даже судорожно, приближается ко мне. Его лицо искажено гримасой - такое впечатление, что ему плохо. Мне тоже нелегко, оцепенение сменяется волной страха. Опасаюсь не чего-то конкретного, а скорей неведомого - что-то будет дальше? Шаман ходит вокруг меня, гремит в бубен, затем резко останавливается сзади, стучит чем-то жестким по голове. Надевает на руку медвежью лапу - хлопает по плечам. А потом бьет по спине кожаной плеткой, не жалея сил. Это больно.

Стоило мне прийти в себя - через минуту церемония в том же порядке повторилась еще раз. Удары плеткой настолько ощутимы, что я уже не сомневаюсь - на коже останутся рубцы. На самом деле - ничего подобного. Я не только не получила увечий - еще и выздоровела. Сразу после очищения у меня перестала болеть спина - остеохондроз, мучивший последние дни, исчез, как не было.

Дальше дело пошло веселей. Алдын-Хереп набрал молока в рот и брызнул его мне в ладони. Топленым маслом смазал лоб и кисти рук. Позвонил вокруг колокольчиком и сказал, что светлые силы всегда рядом со мной. Несмотря на далеко не детский возраст, я еще только в начале пути, впереди - большое и созидательное дело. Чтобы ничего не помешало, хорошо бы приехать в Кызыл через год и пройти обряд очищения еще раз.

В Туве до сих пор принято во всем советоваться с шаманами. Если собрался в путешествие, надо поинтересоваться, стоит ли отправляться именно сейчас. Решил заняться бизнесом - есть смысл выйти на связь с духами и спросить их разрешения. Жители республики идут к шаманам по любому поводу, хотя среди них есть и православные, и мусульмане, и буддисты. Но языческие традиции продолжают существовать параллельно с любыми религиозными течениями, и они в Туве на уровне быта все-таки сильнее.

- Это единственное место на планете, где шаманизм сохранился в первозданном виде, - рассказывал доктор исторических наук, основатель республиканского общества шаманов "Дунгур" ("Бубен") Монгуш Кенин-Лопсан. -Шаманы есть и у хакасов, и у эвенков, и у других народов, но они сегодня, как правило, потеряли свои корни. Поэтому в Туву, чтобы изучать древнюю культуру, приезжают ученые со всего мира. Именно здесь проходил первый съезд шаманов и шамановедов Азии, Европы и Америки.

Монгуша Бораховича можно причислить и к тем, и к другим. С одной стороны, он - ученый-этнограф, писатель, у которого изданы десятки книг, посвященные традициям и обычаям Тувы, в том числе шаманизму. И он же - потомственный шаман. Несмотря на преклонный возраст, Кенин-Лопсан каждый день принимает людей и помогает им. Сейчас он не совершает обрядов, однако точно знает, как следует поступить человеку, если у него возникла та или иная проблема. В свое время в гостях у него бывал Борис Ельцин. Накануне вторых выборов в Кызыл приезжали гонцы бывшего президента, просили совета. Монгуш Борахович предсказал победу.

Фонд шаманских исследований США присвоил Кенин-Лопсану редчайшее звание - "Живое сокровище шаманизма". Он читал лекции в университетах Америки, Германии, Австрии, Швейцарии, других странах. Увы, в России и к самому "сокровищу", и к древней культуре относятся с куда меньшим интересом.

В гости к Монгушу Бораховичу мы пришли с очень скромным подарком - пакетом молока. Но он остался доволен. Потому что мы хоть и приезжие, но уважили человека, соблюли традицию. Согласно старинным обычаям, с пустыми руками в Туве в гости ходить нельзя - духи обидятся. Мы доброго духа накормили - значит, теперь и у нас все будет хорошо.

Любовь Рак, соб.корр. "Труда".

"Красноярский рабочий", 11 июня 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования