Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ": Между ангелом и бесом. Музей современного искусства Зураба Церетели представил свой взгляд на вечное


Сегодня в Музее на Петровке открывается выставка молодых художников "Между". Каждый из экспонатов представляет какое-то пограничное состояние: между жизнью и смертью, между адом и раем, между добром и злом. В итоге сам музей и даже семья Зураба Церетели превратились в "пограничную зону" актуального искусства.

На предыдущей подобной выставке Школы современного искусства, которая работает при церетелиевском Музее, смотрительницы отказались сидеть в залах. Экспозиция была посвящена сексу, и даже при том, что на ней не было ни одного порнографического экспоната, а просто "эротично" снятые музейные объекты, она оскорбила вкус служительниц. Нельзя сказать, что ожидания завсегдатаев современных салонов полностью оправдались: выставка "Между" иногда напоминает арт-КВН – кто остроумней ответит на заданную тему. Но главный ее итог заключен даже не в представленных объектах, а в том, что воспитанники академий и солидных художественных заведений, наконец, смогли отвести душу не на "вечном", а на актуальном искусстве.

В узком музейном коридоре с одной стороны идет вереница почти одинаковых фотопортетов девушки, которая является представительницей "Службы размещения Рая" (у девушки недоверчивый взгляд), на другой стене – девушка из "Службы размещения Ада" (она мила, открыта и гостеприимна). Пройдя между ними, зритель натыкается на красочный художественный тест "Узнай свой грех" и заодно наблюдает на мониторах за зародышем в материнском чреве (инсталляция воспроизводит УЗИ в женской консультации). Из этой же серии рядом – городские ангелы и часы с капельницами.

Тема, заданная кураторами – состояние "между", – аукнулась в остротах по поводу загробного мира (начинающему художнику не пристало всерьез думать о смерти). Впрочем, словечко "между" очень удачно описывает позицию современного художника. Этот словно зависает между чистым искусством и концептуальным трюком (карикатурой). Здесь, с одной стороны, повторение картины Караваджо "Пир в Эммаусе" с Христом и апостолами, с другой – та же самая картина, но вместо апостола перед Христом руки разводит... Владимир Путин. В отдельном зале представлен типичный для реалистического художника сюжет – живописец на пленэре (Александр Погоржельский). Только вместо типичного академического пленэра (речка, деревца, травка) перед художником вырастает гриб ядерного взрыва. А вот художник Сергей Ерков усадил своих Адама и Еву на тротуар в виде опустившихся фриков и заставил зрителя наблюдать на экране ноги прохожих (будто зритель вместе с библейскими прародителями рода человеческого устроили пикник на обочине).

Кстати сказать, положение зрителя на этой выставке также можно описать как "состояние между". Посетителя пытаются поставить в тупик и запутать: "Не значит ли какая-то картина больше, чем она означает"? Вот невероятной красоты пейзаж или даже экзотическая бабочка. А на поверку оказывается не что иное, как эффектно снятая капуста.

Но, пожалуй, самым шокирующим и неожиданным для зрителя (смотрительницы явно будут довольны) окажется зоофилическое видео с похотливой мартышкой. Неожиданность в том, что сделал его вовсе не эпатажный Олег Кулик. Здесь и понимаешь всю опасность состояния "между": автор ролика, рассчитанного на бурный скандал, – сын академика, классика, хозяина музея Василий Церетели.

Сергей Соловьев

"Новые известия", 10 июня 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования