Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИСЛАМ.РУ": Религиозное образование в школах – проблема национальной политики, которой нет


Любое религиозного воспитания в общеобразовательных школах недопустимо, даже в виде факультативов. Парадоксально, но здесь наша позиция совпадает с мнением атеистов. Необходимо прививать детям толерантность, а не стараться перетянуть одеяло на себя.

Если мы хотим иметь светское государство, то светским оно и должно оставаться. Но уже сегодня мы видим перекосы. Во-первых, у нас совершенно разные условия преподавания, во-вторых, нужно понимать наш российский менталитет.

Факультатив для директоров школ, особенно в сельской местности, — это та же самая директива. Всем хорошо известно, что значит "по желанию родителей". Представьте себя на месте ребенка, который оказался в одиночестве, отказавшись посещать факультатив по религии. Конечно, родители не захотят вас травмировать, и в результате вы будете ходить вместе со всеми. Это — наша ментальность.

Нам говорят, что упор будет делаться не на чисто религиозное воспитание, а на основы православной культуры, не на религию, а на знания о религии. Дескать, такие методики преподавания существуют в европейских странах.

Но, на мой взгляд, мы делаем большую ошибку, когда сравниваем Россию с Западом. Там совершенно другая культура и другое восприятие. У нас до сих пор не преодолен махровый национализм. В России есть примеры, когда чиновники спрашивают разрешение у православного архиерея, можно ли позволить зарегистрировать ту или иную религиозную организацию или построить мечеть.

В таких условиях преподавание основ любой религии должно вестись на базе религиозных организаций, на базе классического университета, но не в школах.

Зачастую также ссылаются на дореволюционный опыт, когда детям преподавался Закон Божий, а Россия и тогда была многонациональной и многоконфессиональной страной.

Но до 17-го года люди были более веротерпимыми, было взаимоуважение, основанное у каждого верующего на своих ценностях. И это не мешало дружбе.

Сейчас сталкивается религиозное сознание с нерелигиозным, а носителем религиозного сознания может быть как мусульманин, так и христианин. Проблема именно в столкновении этих противоположных позиций.

Не так давно имел место случай в одном из районов Курской области: двух русских монахинь, одетых во все черное, приняли за ваххабиток и привели в местное отделение милиции. Это неуважение и к своей религии, и к чужой.

Я всегда говорю: мусульманин должен быть мусульманином, и тогда он будет
уважительно относиться к христианину. До тех пор, пока основа общества будет такой, какая есть, эти меры не приведут к положительным результатам, потому что, во-первых, мы не ограждены от массовой культуры, сегодня телевидение воспитывает человека. Во-вторых, отношение самой власти к духовным ценностям чисто потребительское, конъюнктурное, нет глубинного желания, чтобы народ был духовно богаче. И самое главное, в нашем государстве нет национальной политики.

Администрация президента обладает большой властью, но не может остановить антиисламскую истерию, а ведь этот вопрос касается судеб миллионов людей. Нет даже министерства, которое бы курировало национальный вопрос, вот откуда должно идти воспитание толерантности.

Президент провозгласил курс на консолидацию, а чиновники на местах не препятствуют разобщению. Какая может быть консолидация, когда одну часть российского общества пытаются противопоставить другой?

Мукаддас Бибарсов, имам Духовного управления мусульман Поволжья

Ислам.Ру

10 июня 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования