Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СТРАНА.RU": Представители религиозных организаций рассуждают о значении Патриарха Алексия II как главы Русской Православной Церкви


 О месте Патриарха Алексия II в контексте истории Российского государства в связи с его юбилеем размышляет председатель Комитета Государственной думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов.

- Место и значение в России и в современном мире, которое занимает Предстоятель Русской Православной Церкви велико. Святейшего Патриарха Алексия II без сомнения можно поставить в один ряд с величайшими реформаторами-труженниками, объедителями и созидателями, которыми так богата наша российская история.

После семидесяти двух лет гонений и ограничений Русской Православной Церкви при Алексии II были открыты (или построены вновь) и освящены тысячи храмов, в массе обителей возобновилась монашеская жизнь. Появилась возможность проводить не только религиозно-образовательную и воспитательную деятельность в обществе, но и осуществлять благотворительность и служение милосердия.

Святейший Предстоятель постоянно напоминает нам о приоритете нравственных целей перед всеми иными, выстраивая неослабевающий интерес к многовековому православному наследию и традициям, дающим нам силы для возрождения нашей страны и всего мира.

Святейший Патриарх учит верующих россиян тому, что им, как хранителям веры, нужно стремиться к миру и добру для всех, для ближних и дальних, свидетельствуя свой благонамеренный, по-настоящему православный дух.


Накануне празднования 75-летия Патриарха Алексия II руководитель церковного научного центра "Православная энциклопедия", ответственный редактор Большой российской энциклопедии Сергей Кравец рассказал Стране.Ru, каким он видит значение Патриарха как главы Русской Православной Церкви.

- Сегодня Патриарх Алексий II является неформальным, но очень важным консолидирующим нацию центром. Человек, который достаточно близко общается с Патриархом, видит, что все вокруг него происходит под воздействием центростремительного движения очень разных сил. И в этом смысле Патриарх является хранителем традиционных этических, эстетических и даже цивилизационно-культорологических эталонов.

Церковь вообще выполняет роль хранительницы эталонов. Даже если у церковных людей присутствует какой-то грех, тем не менее, то, что они совершают, ими же самими осознается как грех. Добро и зло не смешиваются, нет амбивалентности. Однако кто-то должен хранить традиционные устои национального самосознания, и Патриарх является их своеобразным хранителем. Он обладает этими качествами, он обладает знанием и национальным самосознанием.

Это иногда проявляется в очень простых вещах. Например, в том, что он не выносит столь популярного среди журналистов обращения к России - "в этой стране", "эта страна" и т.д. Для него это невозможное обращение. Без всякого пафоса, для Патриарха Россия - родина, отчизна. И это не специальное педалирование, а естественное отношение. Так что он является хранителем естественного национального самосознания. Именно поэтому к нему, будто подчиняясь центростремительному движению, приходят очень разные люди. Приходят ученые, военачальники, артисты и спортсмены. Именно потому, что есть возможность соприкоснуться и получить естественное национальное самосознание, поддержку своих устремлений, разрешить сомнения. И если говорить о роли Патриарха сегодня, она именно в том, что если у нас есть надежда сохранить национальное самосознание, оно будет сохранено в десятках наиболее важных и авторитетных для народа личностей. И, прежде всего, в личности Патриарха Алексия II.

На Соборе 1917 года один из соборян сказал: "Царя теперь нет, Святейший Синод любить невозможно. Нам нужен патриарх". Он так сказал, потому что понимал - народ должен кого-то любить. Таким образом, помимо положения, которое придает статус Патриарха, т.е. духовного вождя огромной, многомиллионной Церкви, была необходима личность патриарха. Человека, воплощающего многие лучшие черты русского образованного человека - вдумчивость, осторожность в принятии тяжелых, негативных решений.

Наш Патриарх Алексий II отличается огромным терпением по отношению к тем, кто его окружает, огромным чувством благодарности и ответственности за людей, которые находятся рядом с ним. Ему присуще глубочайшее чувство привязанности к родине и во всех отношениях - в культурном, в языковом, в политическом, в идеологическом - образованность. То, что Алексий II впитал в себя дух русских людей, оказавшихся за рубежом и сохранивших этот русский дух, то, что он впитал в себя самый-самый первоцвет, самые замечательные плоды русского студенческого христианского движения, которое только разворачивалось в 30-е годы (его отец был очень связан с этим движением) - это все сегодня дает нам такое явление как образованный, интеллигентный, очень воспитанный и очень вдумчивый Патриарх.



Президент Фонда единства православных народов, профессор Валерий Алексеев рассказал Стране.Ru о роли главы Русской Православной Церкви в межправославном диалоге.

-Наверное, уже многие говорили о роли Его Святейшества в деле возрождения Русской Православной Церкви, которую он, волею Божией, возглавил в сложные для нашего народа и Отечества годы; о нормализации диалога с советским, а затем и с российскими государственными властями. Как в острых политических условиях ему удалось сохранить целостность нашей Церкви, оказавшейся разделенной политическими границами.

Я же хочу заострить ваше внимание на его заботах о межправославном диалоге.

Не может быть двух мнений, что, во-многом, благодаря его авторитету в мире сегодня так высока роль Русской Православной Церкви. А его инициативы по укреплению единства православия близки и понятны сегодня абсолютному большинству глав Поместных Православных Церквей, ищущих этого решения со времени Вселенских Соборов. В этих целях, по благословению Его Святейшества, был создан и действует Международный Фонд единства православных народов. И не случайно, что по зову Святейшего Патриарха Алексия II, каждый год для получения премий "За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов" с радостью и волнением приезжают не только главы Поместных православных церквей, но и европейских государств, парламентов и общественных движений, приложившие свои силы для достижения этой великой цели, ознаменованной силой Святого духа и всей апостольской деятельностью.

И уверен, что в историю Православия и всего христианства Святейший Патриарх Алексий II уже вошел, как духовный лидер сумевший возвысить голос Церкви в политически нестабильном мире и ожидающим тревог и испытаний обществе, но и как объединитель Церкви и усилий всего мирового Православия.




Историк, искусствовед, ученик Льва Гумилева Владимир Махнач, по просьбе Страны.Ru рассказал о том, какую, по его мнению, роль в жизни Церкви и общества играет Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

- Нынешний Патриарх был с самого начала своего архиерейства очень достойным епископом. Что было очень трудно, потому что в течение многих лет он, будучи архиепископом, а потом и митрополитом Таллинским, являлся управляющим делами Патриархии. Это и вообще дело тяжелое, связанное со многими неизбежными столкновениями, а в советское время было наверняка мучительной службой. И даже там он ухитрялся быть весьма примечательным. Вот один случай. В городе Киржач Владимирской епархии жил более чем достойный священник, которого за его достоинство советская власть чуть было не посадила в тюрьму на основании того, что в 29 году была запрещена "организация чудес". Этот запрет действовал до Горбачева. А по молитвам батюшки Алексия была исцелена девушка. Суд не состоялся, но архиерей уволил священника за штат.

Дело пошло, как всегда в управлении делами. Владыка Алексий Таллиннский вызвал к себе тезку своего - отца Алексия - и сказал, что мол, у меня есть странный документ о выходе вашем за штат, но там нет вашего заявления. Судя по всему, вы своему архиерею не нужны, а мне нужны. Поедете? "Поеду", - сказал отец Алексий и стал в последствии духовником Пюхтицкой обители, а, овдовев, доживал свой век отцом Гермагеном. Это очень свидетельствует в пользу нынешнего Святейшего. И все, кто разговаривал со мной из клириков его многолетней таллиннской епархии, все до единого отзывались не только с глубоким почтением, но и с искренней любовью к своему архиерею.

Сегодня наш Патриарх по-прежнему равновесный стабилизатор жизни Церкви. Как это ни странно, при всей его медлительности, при болезненности бесспорной, он ухитряется твердо отводить безумцев (например, безумцев, которые мечтают о канонизации первого русского тирана Ивана IV и весьма сомнительной фигуры Григория Распутина). Он выдерживает, как кажется, достойную дистанцию с государством. Я мог бы назвать только одну заведомую, явную совершенно ошибку патриарха Алексия. В страшный и разрушительный для России 1993 год он летом в уже состоявшемся конфликте, но который еще не привел к стрельбе, поддерживал Ельцина. Он единственный раз в жизни поддерживал политика. Но, когда некоторые архиереи указали ему на недопустимость этого, он послушал их и счел недопустимым. И перед осенней трагедией, перед стрельбой по собственному парламенту Церковь, водимая Патриархом, заняла совершенно правильную позицию, заранее осудив того, кто первый прольет кровь. Кстати, это церковное осуждение - фактически отлучение - по-прежнему лежит на бывшем президенте Ельцине, о чем, может он и не догадывается. А между тем, членом Церкви он не является.




По мнению руководителя Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максима Шевченко, которое он высказал в интервью Стране.Ru, мы видим реальные плоды деятельности Патриарха. И если не относиться тенденциозно негативно ко всему, что связано с Православием, его деятельность можно оценивать только позитивно.

- Бесспорно роль человека в истории, тем более, масштабной личности, определяется соотношением результатов эпохи и его деятельности в ней. По формату нашего времени видно, что Патриарх Алексий останется в истории как человек, с именем которого был связан период свободы и возрождения Русской Церкви. Причем возрождения как политического, так и общественного.

Он фактически возглавил Церковь в 1990 году, и это было началом реальной свободы, пришедшей в церковную жизнь. Когда он стал Патриархом, в России еще не было такого количества храмов и учебных заведений. Не было такого числа верующих в стране. Он явился Патриархом Церкви, которая выходила из ситуации атеистического государства.

Если не относиться тенденциозно негативно ко всему, что связано с Православием, то, конечно, деятельность Патриарха можно оценивать только позитивно, потому что мы видим реальные плоды этой деятельности. Может быть, можно было сделать больше, может быть, можно было сделать по-другому. Но, как говорится, кто знает, как сделать иначе, тот пускай и делает. То, что он сделал, является единственным и колоссальным по своим масштабам результатом. Мы видим пример других соцстран - Словакии, Сербии. Стран, бывших религиозными, христианскими до социализма и вышедших из него практически атеистическими государствами.

То, что Православие вернулось в общественную жизнь России, это заслуга Патриарха. Но подчеркну, что он был не один, что Русская Православная Церковь - это не Католическая Церковь, а Москва - не Ватикан. Так что вместе с ним работала целая плеяда очень талантливых и по-своему выдающихся церковных деятелей. В первую очередь я назову, конечно, митрополита Ювеналия и митрополита Кирилла. Заслуга Святейшего Патриарха Алексия в том, что он сумел объединить в одном пространстве каждого по-своему, но, безусловно, ярко выраженных лидеров. Люди, которые друг с другом не здоровались в личной жизни, иногда даже и воевали, на пространстве заседаний Синода эту войну прекращали.

Были личности, которые не могли попасть в это пространство, например, Киевский митрополит Филарет - они отошли. Но в остальном пространстве он воздействовал церковной дисциплиной, которая была, конечно, напрямую связана с его личностью. Вспомним, какое наследие Патриархия получила от советского времени. Все вопросы решались в ЦК, а не в Синоде. И как только исчез политический отдел ЦК КПСС, как только не стало какого-нибудь второго секретаря, который звонил и говорил - вот этого избрать митрополитом, а этого патриархом, а там кланялись и говорили - есть, есть, есть, возникло пространство необходимости организации работы. И он показал себя выдающимся организатором и прекрасным менеджером, работающим в чудовищных масштабах огромной страны и бывшего Советского Союза. В ситуации разрухи, дестабилизации, подхалимажа Патриарх реально придал Церкви человеческое лицо.

В целом поступательное и конструктивное движение в Церкви, безусловно, связано именно с именем Патриарха, а не с именем какого-либо митрополита, епископа или иного церковного деятеля. Он действовал именно так, как должен в идеале действовать епископ. Он был мудр как змей и кроток как голубь, когда это было надо. А в остальном - люди не бывают идеальными, идеален только Христос. Но и Его критиковали. Даже апостолы. Не понимая, как мы знаем из Писания, некоторых Его действий. Поэтому, мне кажется, как политик - да, это, безусловно, выдающийся политик. Как церковный строитель - да, безусловно, выдающийся церковный строитель. Как человек - плохого о нем практически никто не говорил из тех, кто близко его знает.

Потому что именно его человеческое лицо с его страстями, любовью и нелюбовью делает нашу Церковь живой. 

_____________________________________________________________________________

Главная заслуга Алексия II в том, что многочисленные межнациональные конфликты в России не переросли в межрелигиозные. Об этом рассказал в интервью Стране.Ru в юбилей патриарха главный раввин России (КЕРООР) Адольф Шаевич.

Его Святейшество стал патриархом в очень нелегкое для Церкви время, в переломный момент в жизни государства, когда непонятная политическая ситуация, которая закончилась развалом Союза. Тем не менее, возможность для возрождения того, что было разрушено, все-таки появилась, и Его Святейшеству пришлось завершать нелегкую задачу возрождения Церкви, когда многое было практически разрушено до основания. И, конечно же, невозможного не отдать должное всему, что было сделано под его руководством.

Восстановлено громадное количество церквей, большое число людей повернулось лицом к Церкви, заинтересовалось своими корнями, традициями. Открылись школы. Церковь стала участвовать очень активно в жизни страны, и все это благодаря хорошему руководству со стороны главы Церкви.

Кроме того, его патриаршее служение вплоть до сегодняшнего дня проходит в нелегких условиях межнациональных конфликтов. И заслуга Патриарха Алексия II в том, что эти конфликты не переросли в межрелигиозные благодаря его мудрому подходу, пониманию ситуации в стране, его открытости и желанию способствовать установлению нормальных отношений между многими национальностями, многими конфессиями. Он также способствовал тому, чтобы у нас не было никаких религиозных конфликтов и конфронтаций, хотя многие пытались воспользоваться религиозным знаменем, чтобы оправдать свои не очень красивые дела. Тем не менее им ничего не удалось, и, я думаю, в этом большая заслуга Патриарха.

Кроме того, я как член Межрелигиозного совета России могу сказать, что мы создали его, благодаря огромной поддержке Патриарха, по его благословению. И Межрелигиозный совет очень много сделал для установления и поддержания взаимопонимания между такими различными основными конфессиями России. Мы всегда чувствовали и чувствуем поддержку Патриарха во всех наших делах, что нам помогает в работе.

Нас также связывает многолетнее личное общение. Я могу сказать, что меня оно очень обогатило, а Патриарх является для меня примером служения России. И я чувствую, что он всегда открыт и не просто по его должности, которая обязывает к этому. Нет, это совершенно естественное для него состояние - с пониманием относиться к нуждам и проблемам другой конфессии. И мы это чувствуем и знаем, что мы всегда получим поддержку. Конечно же, Русская Православная Церковь занимает наибольшее место в жизни России. Это понятно, поскольку в стране проживает подавляющее большинство населения, которое если и не относит себя к религиозному направлению, но, тем не менее, русские люди - потенциальные приверженцы Православной Церкви.

Но мы никогда не чувствовали, что нас отодвигают на задний план или не считаются с нами. Если мы решаем какие-то проблемы, которые волнуют все религиозные конфессии, то мы на равных участвуем в обсуждении всех вопросов. Мы вместе обращаемся и в правительство, и к президенту по волнующим нас вопросам, решаем проблемы, связанные с возвращением церковных помещений, их восстановлением, просим правительство о льготах для религиозных организаций. Это все удается благодаря тому, что у нас есть пример, вдохновляющий нас в том, как нужно руководить конфессией на благо ей и на благо России.

И в этот день, когда Патриарху исполняется 75 лет, хотелось бы пожелать ему долголетия, здоровья. Чтобы он еще долгие годы мог руководить и во благо Церкви и во благо России.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования