Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"БОГАТЕЙ": Государство должно остаться светским


Как относятся к преподаванию религии в школах представители второго по численности и исторически традиционного для нашей области вероучения, Елена Налимова постаралась выяснить у председателя общественного общероссийского движения "Мусульмане России", имама духовного управления мусульман Поволжья Мукаддаса-хазрата Бибарсова.

– Есть ли у Вас планы по организации аналогичных факультативов для школьников из мусульманских семей?

– Я против введения любого религиозного воспитания в школах. Парадоксально, но здесь наша позиция совпадает с атеистами. Необходимо прививать детям толерантность, а не стараться перетянуть одеяло на себя. Если мы хотим иметь светское государство, то светским оно и должно оставаться. Потому что уже сегодня мы видим перекосы.

Во-первых, у нас совершенно разные условия преподавания, во-вторых, нужно понимать наш российский менталитет. Факультатив для директоров школ, особенно в сельской местности, — это та же самая директива. Мы же с вами знаем, что значит "по желанию родителей". Вот представьте, что вы ребенок, и вы одна не пошли со всеми детьми на факультатив. Конечно, родители не захотят вас травмировать, и в результате вы будете ходить вместе со всеми. Это — наша ментальность.

– Но ведь упор будет делаться не на чисто религиозное воспитание, а на основы православной культуры — не на религию, а на знания о религии. Такие методики преподавания существуют в европейских странах.

– Мы делаем большую ошибку, когда сравниваем Россию с Западом, там совершенно другая культура и другое восприятие. У нас до сих пор не преодолен махровый национализм. В России есть примеры, когда чиновники спрашивают разрешение у архиерея – можно ли позволить открыть религиозную организацию или построить мечеть. В таких условиях преподавание основ любой религии должно вестись на базе религиозных организаций, на базе классического университета, но не в школах.

– До революции детям преподавался закон Божий, Россия и тогда была многонациональной и многоконфессиональной страной.

– До 17-го года люди были более религиотерпимыми, было взаимоуважение, основанное у каждого верующего на своих ценностях, это не мешало дружбе. Сейчас сталкивается религиозное сознание с нерелигиозным, а носителем религиозного сознания может быть как мусульманин, так и христианин. Проблема именно в столкновении этих противоположных позиций.

Вот недавний случай, произошедший в одном из районов Курской области: двух русских монахинь, одетых во все черное, приняли за ваххабиток и привели в местное отделение милиции. Это неуважение и к своей религии, и к чужой.

Я всегда говорю: мусульманин должен быть мусульманином, и тогда он будет уважительно относиться к христианину. До тех пор, пока основа общества будет такой, какая есть, эти меры не приведут к положительным результатам, потому что, во-первых, мы не ограждены от массовой культуры – сегодня телевидение воспитывает человека. Во-вторых, отношение самой власти к духовным ценностям чисто потребительское, конъюнктурное, нет глубинного желания, чтобы народ был духовно богаче.

И самое главное – в нашем государстве нет национальной политики. Администрация президента обладает большой властью, но не может остановить антиисламскую истерию, а ведь этот вопрос касается судеб миллионов людей. Нет даже министерства, которое бы курировало национальный вопрос. Вот откуда должно идти воспитание толерантности. Президент провозгласил курс на консолидацию, а чиновники на местах не препятствуют разобщению. Какая может быть консолидация, когда одну часть российского общества пытаются противопоставить другой?

Саратовская еженедельная газета "Богатей"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования