Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГУНДОГАР": Туркменбаши заждались в аду. Кому нужны храмы Рухнама?


Сапармурат Ниязов всерьез собрался расписать стены новой кипчакской мечети цитатами из "Рухнамы".

Разговоры об этом ходили уже давно, но вероятность того, что все они, как любит формулировать туркменский МИД, — являются "происками врагов Туркменбаши", все же сохранялась. Хоть и соображает "отец всех туркмен" с каждым днем все туже, такими вещами не шутят, тем более — в стране с крепкими исламскими традициями. Но вот, уже в который раз худшие опасения пессимистов подтвердились.

Похоже, что единственным человеком, который посмел бы указать Туркменбаши на недопустимость подобных "новаций" в исламе, был бывший муфтий Турменистана Насрулла ибн Ибадулла, подвергшийся некоторое время назад внесудебной расправе и отбывающий тюремное заключение, где подвергается избиениям и пыткам со стороны прилежных знатоков "Рухнамы". Насрулла ибн Ибадулла был известен в Центральноазиатском регионе как один из образованнейших религиозных деятелей. Он закончил несколько высших медресе в Узбекистане и арабских странах. Все последние годы он, совмещая пост главного муфтия и заместителя председателя совета по делам религии при президенте, выступал главным советником Туркменбаши в вопросах религии. Вполне очевидно, что при нем подобное святотатство не могло бы произойти.

Назначенный вместо него выпускник Туркменского государственного университета бывший преподаватель арабского языка Какагельды Вепаев, по свидетельству очевидцев, с трудом определяющий, где находится Мекка (недаром Ниязов, напутствуя его на должность, особо обратил внимание на проблему женщин и спиртных напитков) вряд ли в состоянии отстаивать чистоту веры и мусульманских канонов.

Объяснения своим кощунственным намерениям Ниязов нашел самые примитивные. "Многие туркмены не смогут читать и понимать по-арабски, — сказал он. — Мы сделаем там надписи на своем языке, слова и изречения из священного Корана тоже напишем".

Пророк Мухаммед говорил, что читающий Коран получает большое вознаграждение, но тот, кто делает это, ошибаясь, но старается, преодолевая трудности, научиться читать правильно, получит двойную награду. Ниязов решил пойти другим путем. Туркменам незачем учиться — эту формулу он вывел давно и отступать от нее не собирается. Ему, наверное, трудно представить, что в Туркменистане люди еще способны получать знания помимо его воли. Среди молодежи немало тех, для которых умение читать Коран стало показателем культурного уровня. Особым уважением среди верующих пользуются женщины, владеющие арабской грамотой. Тем же, кто не смог осилить этой премудрости, помогут старики — муллы, которые есть в любом городе, в любом ауле.

Главное — постичь и признать суть ислама, верить в изложенное Кораном, даже если твои познания в арабском языке и невелики. Ибо, если следовать аяту, гласящему, что "нет принуждения в вере", стало быть, не может быть и принуждения в языке, на котором эту веру исповедуют. Главное, что Аллах увидит, искренен или нет верующий. И если мусульманин соблюдает основные каноны ислама, Аллах примет его молитвы не только на арабском языке.

Мечеть — дом Аллаха и принадлежит Аллаху. Входить в мечеть, выходить из нее и производить там богослужение нужно так, как велено Аллахом. Ничто не должно отвлекать молящегося от чтения Корана. Как бы красива и величава ни была мечеть, если на ее стенах будут посторонние надписи, не имеющие отношения к общению правоверного мусульманина с Аллахом, ни один верующий добровольно в нее не войдет.

"Расписывать мечеть выдержками не из Корана, или не из хадисов, — богослужебных текстов, закрепленных Кораном это никак не соответствует исламу. Сегодня Туркменбаши у власти, его изречения почитаемы, но это не вечно. Вечными в исламе являются Коран и сунны пророка. А если этот человек утверждает обратное, то мы, как мусульмане никак не можем с этим согласиться. — так прокомментировал планы Ниязова Верховный муфтий Азиатской части России шейх Нафигула Аширов. — Кроме того, мечети, строящиеся сегодня в Туркмении и кое-где еще в исламском мире, и по другой причине не соответствуют исламским нормам. Они не должны украшаться золотом, там не должно быть пышного убранства. Пророк Мухаммед говорил даже, что вы узнаете приближение Судного дня по тому, как мусульмане начнут украшать свои мечети, как христиане свои церкви, а люди начнут соревноваться в высоте своих домов. И может быть, такие признаки и явились сегодня нашему миру, если мы видим строящиеся мечети с золотыми куполами и расписанными человеческими изречениями, а не пророческими или божественными…"

Строить мечеть нужно так, как велит Аллах. "Мечети могут строить только люди, верящие во Всевышнего Аллаха и Судный день", — сказано в Коране. При всем уважении к французским строителям из фирмы "Буиг", вряд ли для них Судный день значит больше, чем дата открытия аккредитива.

Ниязов постоянно хвастается, что мечеть в Кипчаке "не будет иметь себе равных в регионе по изысканности внутренней и внешней отделки, росписи сводов". Понимает ли он, безумный, что не изысканность требуется при строительстве мечети, а искренность помыслов и чистота души?

Пророк Мухаммед сказал: "С какой целью мечети построены, с такой целью и действуют". Цели, которыми руководствовался Ниязов, принимая решение о строительстве кипчакской мечети, ясны как день. Их две: отмывание денег и очковтирательство.

Объявленная стоимость проекта, включая строительство подземной автостоянки и двухъярусной транспортной развязки, — 100 миллионов долларов США! В нищей, полуголодной стране, где дети умирают от туберкулеза, едва успев родиться, одуревший от вседозволенности диктатор строит "символ духовного возрождения туркмен и олицетворение величия туркменского народа" на деньги, у этого народа им же и украденные.

"Пророк говорил, если кто из вас видит зло, путь исправит его рукой. То есть, сделать это физически, если хватает у него мужества и сил восстать против зла. Если у вас не хватает ни сил, ни мужества исправить зло рукой, говорил он, исправьте его языком, то есть, путем открытой критики… Но если даже на это вы не способны, говорил пророк, — то есть либо силой, либо словом исправить тиранию, тогда сердцем не соглашайтесь со злом, но знайте, что это тогда будет самой малой толикой вашей веры. Другими словами, если человек полностью мирится с какой-то несправедливостью, и даже сердце его против нее не восстает, то он перестает быть мусульманином".

Если бы шейх Нафигула Аширов жил в Туркменистане, он неминуемо был бы объявлен "пособником террористов". Хвала Всевышнему, что власть Ниязова не беспредельна! Аллах предоставил ему достаточно длинный срок жизни в этом мире чтобы выбрать, по какому пути следовать. Ниязов выбрал путь Ада, и как сказано в Коране: "Не будет предрешенья ему, ни на кончину, ни смягченье мук".
Специально для "Гундогара"

Арслан Мамедов

"Гундогар", 4 июня 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования