Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ТРУД-7": Иконописец Анна. Ее работы становятся окнами в веру


Работы Анны Калининой помещены в иконостасы православных храмов Америки, Австралии, Новой Зеландии, многих европейских стран. А для написанной ею иконы Владимирской Божией Матери в городе Болонья построена специальная капелла в кафедральном соборе святого апостола Петра.

Мы познакомились с ней, когда она была еще школьницей то ли девятого, то ли десятого класса. Уже тогда ее этюды были замечательны. Но кто в юности не рисует и не пишет стихов? А вот настоящими поэтами и художниками становятся единицы. В число избранных Анна, несомненно, попала.

Когда она показала мне свои первые иконы, я был поражен. Это были работы не первокурсницы Строгановского училища, а вполне сложившегося мастера. Я сразу же приобрел у нее икону Спасителя. И теперь могу сравнивать с ее последними работами. Разумеется, за 17 лет, прошедших с того времени, ее талант окреп и стал очевидным не только знатокам-профессионалам, но и всем, кто теперь имеет возможность молиться перед иконами, написанными ею. Число этих икон уже превысило две с половиной тысячи, и география их "постоянной прописки" просто необыкновенно широка.

После окончания Строгановского училища Анна получила специальность художника-реставратора и сразу же приступила к работе. Она была в числе тех, кто восстанавливал Свято-Данилов монастырь. Больше года проработала в Оптиной пустыни, написала несколько иконостасов для собора Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в Бородино, храма Святителя Николая Чудотворца в Косино, ряд икон для Владимирского собора Сретенского монастыря в Москве, для Афонского подворья, Спасо-Андроникова монастыря, для храмов многих русских городов. Художница приняла участие в работе по благоукрашению храма Христа Спасителя, за что получила патриаршую награду.

Перечень монастырей и известных всему православному миру храмов, которые заказывают ей иконы, впечатляющ. Достаточно упомянуть Валаамский монастырь, Оптину пустынь, Шамордино, Даниилов монастырь и монастыри Ростова Великого.

Это говорит о признании ее таланта и о масштабе дарования. Иконописцев в последние полтора десятка лет появилось немало, но далеко не каждому предоставляют возможность писать для знаменитых монастырей. Ведь изограф своей работой не только возвращает к жизни поруганные святыни, он еще и "соработает" великим мастерам Древней Руси. Такое соработничество - реальное соприкосновение с духовным, горним миром.

Мы знаем, какие замечательные изографы писали для монастырей и московских храмов. Некоторые были причислены к лику святых, но большинство остались безвестными или в лучшем случае сохранилась память о школе, к которой они принадлежали.

Современные иконописцы известны. Иногда, может быть, больше, чем требуется. Жизнь их мало похожа на жизнь предшественников в четырнадцатом или семнадцатом веках. Не в том дело, лучше или хуже, просто - совсем другая.

Трудно представить, например, чтобы в Древней Руси многодетная попадья писала иконы, а заказчиком был, скажем, преподобный Даниил Московский или Иосиф Волоцкий. Даже если супруг ее руководил бы живописными работами в главном храме страны. Так, как это делал муж Анны, московский священник Леонид Калинин в храме Христа Спасителя.

А разве о самом отце Леониде можно рассказать так, чтобы не перейти границы правдоподобия? Трудно представить себе, чтобы молодой московский священник одновременно служил на приходе, руководил живописными работами в объеме, превышающем всякое человеческое разумение, составлял несколько проектов восстановления разрушенных московских храмов, начал и благополучно завершил реконструкцию Никольского собора в Нью-Йорке (куда пришлось постоянно летать и проводить изрядное время), отвечал на просьбы всех известных и неизвестных бабушек Замоскворечья и прилегающих к нему районов, исполнял требы, а также обязанности отца троих детей. Помимо перечисленного, "выбивал" у властей храм священномученика Климента и самолично проводил в жизнь грандиозный проект помощи малообеспеченным семьям…

Я давно перестал удивляться подвигам отца и матушки Калининых. Мне всегда казалось, что, кроме прочего, им удалось и некое непрекращающееся ни на один день "социалистическое соревнование": кто лучше и больше сделает. Успехи одного из супругов вдохновляют другого...

Конца этой замечательной гонки я не вижу. И искренне желаю, чтобы он как можно дольше не наступал.

Об иконах Анны Калининой можно судить вместе с искусствоведами, которые высоко ценят достоинства ее работ: очень своеобразную, яркую и энергичную манеру в сочетании с удивительной пластичностью.

Но это ли истинные критерии оценки икон? В древнерусской и византийской иконе (а Анна в совершенстве владеет техникой той и другой) прежде всего оценивалась духовная компонента. Мастерство было обязательным, канон всегда соблюдался.

Сегодня, к сожалению, далеко не в каждой приемочной комиссии найдется духоносный старец, который мог бы сказать: "Отличная работа. И колер хорош, и фон удался, и декоративность есть при изрядной строгости. Очень хорошая картина получилась... Так что смывай и пиши теперь икону…"

То, что создается нашими современниками, подлежит серьезной проверке временем. Я верю, что иконы Анны Калининой эту проверку выдержат.

Богатырев Александр, Санкт-Петербург

3 мая 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования