Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РУССКИЙ КУРЬЕР": Кто сказал "кряшены"? Нет теперь такого народа


Они носят русские имена и фамилии, но читают "Отче наш" по-татарски. Ну... или почти по-татарски. Татарские националы называют их предателями и изменниками нации. А они говорят, что никого не предавали. Просто они - другой народ, и они хотят им остаться.

Еще в августе прошлого года Межрегиональный союз национально-культурных объединений кряшен обратился к президенту России и Патриарху Алексию II с просьбой помочь выделить кряшен в отдельную нацию, напомнив, что кряшены добиваются этого статуса уже четыре года.

Об ответе президента России кряшенам до сих пор ничего неизвестно. Зато последовала быстрая реакция руководства Татарстана: глава республики Минтимер Шаймиев заявил, что "вероисповедание не влияет на национальность", поэтому проблема кряшен является искусственной. Татарстанские чиновники немедленно взяли под козырек: при сборе данных национальность "кряшен" была под различными предлогами проигнорирована. А в ходе Всероссийской переписи населения 2002 года "кряшена-ми назвали себя только 24,7 тысячи человек". Таковы официальные результаты. Однако еще совсем недавно, по данным Института этнологии и антропологии РАН, в России насчитывалось 300-320 тысяч кряшен.

"Сколько людей себя определили кряшенами, столько мы и записали. Мы не могли ни убавлять, ни прибавлять",

- заявил по итогам переписи заместитель главы Госкомстата Сергей Колесников. И тут же пояснил: "Как считают ученые Института этнологии и антропологии РАН, в частности, его директор Валерий Тишков, кряшены являются субэтнической группой татар, но теперь они получили в национальном составе населения Российской Федерации свою отдельную строчку".

Однако сразу же после этого заявления один из руководителей Института этнологии сообщил Интерфасу, что в Госкомстат трижды направлялись письма за подписью Валерия Тишкова с предложением признать кряшен отдельным народом. "В этой связи,

- сказал представитель института, - нас привело в сильное недоумение и непоследовательное поведение нашего директора и то, что Госкомстат в итоге принял такое решение"...

Ни один из высших татарстанских чиновников не захотел комментировать этот парадокс. При упоминании темы беседы все ссылались на досадную нехватку времени и срочные дела. Впрочем, компетентный источник в руководстве Татарстана все же подтвердил, что "до переписи проблема кряшен действительно была, но теперь, кажется, потеряла актуальность".

Кто же такие кряшены и отчего их так боятся татарстанские власти?

Для начала немного истории.

С IX - X веков значительная часть булгар (которых большинство современных татар считает своими предками) стала исповедовать ислам. Однако население региона постоянно испытывало и влияние христианства. Существование в Среднем Поволжье общин тюрок-христиан давно известно историкам. Часто упоминается случай о противостоянии в городе Булгар мусульманской и христианской общин в 1230 году. Активным проповедником христианства среди горожан был тогда некий Авраамий. Его проповеди приводили в ярость мусульман, и однажды они расправились с земляком-кяфиром.

Булгарские христиане подчинялись тогда Владимирской епархии. По причине хороших торговых отношений между Владимиром и Булгаром инцидент быстро замяли. Авраамий был зачислен в мученики.

После завоевания Казани Иваном Грозным (1552 г.) и присоединения Волго-Камского региона к России в крае стало активно насаждаться христианство. Делалось это достаточно жестко. И ненависть к землякам, исповедовавшим одну и ту же религию с захватчиками, а также к новокрещенным татарам усиливалась.

Сельские общинники кряшены и новокрещенные татары, не зная русского языка и резко сократив общение с мусульманами, вели закрытый и крайне замкнутый образ жизни. Например, все так же пользовались арабской графикой. В культурном отношении они были ограничены рамками своей общины, традициями, основанными на симбиозе тюркских и финно-угорских обычаев. Возможно, поэтому у кряшен до сих пор сохранились некоторые древние языческие обряды.

До 1926 года на территории современного Татарстана кряшены имели около 100 национальных школ и собственные храмы. Потом началась сталинская национальная политика - кряшены были причислены к татарам по "принципу схожести языков". Самобытный этнос просто "растворили" среди татар, а о проблеме было приказано не вспоминать.

- Шокор Ата-га, Ул-га, Святый Тын-га...

Так по-кряшенски звучит "Во имя Отца, Сына и Святого Духа". В Казани есть единственный храм во имя Чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери, настоятель которого отец Павел проводит службы на родном языке. В праздники здесь бывает столько народу, что для крестного знамения трудно поднять руку.

Храм был возвращен в 1996 году. Руководство Казанской епархии решило, что для богослужений на кряшенском языке необходима своя церковь, и сразу передало полуразрушенное здание кряшенскому приходу. Как рассказал отец Павел, прежними хозяевами храм был превращен в сарай. Но его поразило другое. Кто-то старательно выколол глаза святым на старинных изображениях.

Официальные татарстанские "идеологи" твердят: кряшены - это предатели, изменившие своему народу, или же насильно крещенные Иваном Грозным татары.

- Это чепуха! Кряшены вообще никогда не были мусульманами, - возражает Алексей Шабалин, президент Межрегионального союза кряшен. -Мы приняли христианство еще до крещения Руси, и наши предки были язычниками.

210 тысяч кряшен живут в Татарстане, но не имеют ни своих школ, ни своих храмов. Точнее имеют... один храм на 30 тысяч человек. Лидеры кряшенского движения в Татарии запуганы и стараются не общаться с прессой. По сообщениям независимых информационных агентств, в ходе переписи на кряшен оказывалось прямое давление. Например, в Менделеевском районе Татарстана кряшен заставляли записываться татарами под угрозой отключения газа в домах и увольнения с работы. В Лениногорском районе при заполнении анкет давали вместо ручек обычные карандаши. Известны случаи физической расправы...

Обо всем этом еще год назад заявил на конференции председатель исполкома республиканского национально-культурного центра кряшен Татарстана Виталий Абрамов. С тех пор мало что изменилось. "Мы живем хорошо, - говорит, немного смущаясь, лидер общественной организации народности кряшен Казани Геннадий Макаров. - У нас есть свои этнокультурные права, есть свои национальные центры. Да и президент к нам относится хорошо...". Однако в конце он не выдерживает и тихо добавляет: "Но было бы приятно, если бы в паспорте мы значились как кряшены".

На проблему кряшен одно время обратили внимание российские правозащитники. В октябре прошлого года председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила агентству Интерфакс, что "каждый человек волен сам определять свою национальность". Говоря о нежелании властей Татарстана признать кряшен отдельным народом, госпожа Алексеева обвинила руководство республики в попытке сделать политическую ставку на национальную карту. "Если кряшен запишут кряшенами, то получится, что татары не составляют в Татарстане большинство", - пояснила она.

"Абсолютно незаконным" назвала отказ в предоставлении кряшенам статуса отдельного народа и председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина. Она напомнила, что, "согласно ст.26 Конституции РФ, каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, и никто не может быть к этому принужден". Руководитель программы "Дискриминация по этническому признаку" правозащитного центра "Мемориал" Александр Осипов указал на международные обязательства России, которые призывают ее уважать стремление кряшен к самостоятельному статусу. Это Конвенция по защите национальных меньшинств, разработанная в рамках Совета Европы, а также международный пакт 1966 года о гражданских и политических правах, к которой СССР присоединился в 1973 году. Правозащитник также отметил, что, по мнению этнологов, "язык не является отличительным признаком народа, например, карачаевцы и балкарцы говорят на одном языке, в то время как осетины - на двух, главное же при выделении группы людей в отдельную национальность - это их национальное самосознание". Однако все усилия правозащитников не привели к каким-либо реальным сдвигам. Субэтническая группа татар, и точка.

Тем не менее разговоры о кряшенах, которые нет-нет да и проникнут в "официальную прессу", заставляют татарстанских чиновников нервничать. Инициатива кряшен с самоопределением никак не вписывается в идиллическую картину острова стабильности и политического благополучия, каким давно рисуют Татарстан. Еще совсем недавно лидеры республики в дискуссиях о модели российского федерализма заявляли: необходимо сделать так, чтобы регионы России сами захотели остаться в ее составе. Мол, никто не бежит оттуда, где хорошо. Теперь этот тезис все чаще нужно доказывать уже татарстанским властям.Не так давно татарский драматург Туфан Миннуллин, известный своим непримиримым отношением к "предателям нации", с экрана местного телевидения не без удовлетворения заметил, что через 30-40 лет кряшены сами исчезнут...

- Святый Алла, Святый кодрятле, Святый улемсез, безне жарлыка! - разносится по Тихвинской церкви. - Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас! Эй, Алла, - молят кряшены.

На табличке распятого Христа выбито: "Назорей Иисус Иудей Падшасы". Помилует?

Алексей ДЕМИН

27 мая 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования