Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КП - ВОРОНЕЖ": Русские евреи. Жители поселка Высокий, что под Воронежем, с начала прошлого века исповедуют иудаизм


Сейчас их 1103 человека. Весь поселок можно разместить в двух воронежских многоэтаж­ках, но он завернут в четыре­ста дворов. В каждом - калит­ки настежь. Или вообще их нет. Редкий дом задраен же­лезными воротами: они тут признак особого достатка. За­ходим во двор наугад и осто­рожно подступаем к хозяйке. В.ответ - не иврит, а чисто рус­ская речь: приняли нас за тор­гашей. Те часто появляются в округе и морочат крестьянам доверчивые головы. Выслушав нашу "объяснительную", Лидия Бочарникова расплылась улыб­кой: "Глупый вы народ, журна­листы. Бог - один, только на­зывают его по-разному!"

Не жизнь, а двойной праздник

Высокий вырос на пустом месте. В 1921 году, когда Со­веты начали раздавать землю, население бутурлиновского сёла Озерки снялось с наси­женных мест и прибыло сю­да, под Тазовую. Вместе с до­машним скарбом привезли озерцы на новое место и свою веру. Когда воронеж­ские, исконно русские, марьи да иваны стали почитать Моисея? Кто ж вспомнит... Есть в исторических летопи­сях упоминание о том, что в шестидесятых годах 18 века на Тамбовщине отдельные товарищи перестали есть свинину, читать Библию, а начали читать Тору. Почему? Высоковские старожилы го­ворят, что таким образом лю­ди пытались избавиться от налогового бремени. Их се­годняшние потомки все больше русеют...

-Какие традиции? - разводит руками Лидия Яковлевна. -Наши родители их строго со­блюдали, а у нас одна формаль­ность осталась. По субботам не работаем (этот день у евреев считается выходным, как у христиан воскресенье. - Ред.). Праздники еврейские отмеча­ем - они обычно на неделю раньше христианских.

Помощь неба лишней не бывает

Сейчас у большинства жи­телей одна молитва: "Госпо­ди, помоги!" Помощь его, яс­ное дело, никогда не лишняя. Высокий - такая же русская деревня, а потому вымирает. Молодежь рвется в Воронеж. Кому повезет больше - в Из­раиль (при этом еврейским воронежцам скидок нет). Ра­бочие места дает местное АПХ "Докучаевское", но де­ньги это же хозяйство платит редко. Поэтому приходится день и ночь пахать таловскую "обетованную" землю, и на всякие национальные изыски не хватает.

Старик

Пинхас Гриднев старше своего поселка на семь лет. В 1921 году приехал с родителя­ми из Озерок и сейчас в Вы­соком считается авторитетом. "Он знает ВСЕ", - местным это ясно как божий день. Иу­даизм для русского человека Пинхаса, сына Ананьева, - вера непреложная, и по-дру­гому он верить не может. Старцы (их осталось человек шестнадцать) собираются для молитв вместе. По еврейской традиции - в доме, где недав­но был покойник.

-Три раза в день положено молиться, - говорит Пинхас, - утром, ближе к вечеру и на заходе солнца. Молитве от­водится два часа.

Единственная Тора пере­ходит от одного к другому на год, но касаться святыни да­же им можно лишь в поне­дельник, четверг и субботу. В остальные дни она хра­нится в особом сундуке. Мы нагрянули во вторник, поэ­тому Торы не увидели. Зато вторую по старшинству кни­гу • Пятикнижие Моисея 1888-го года издания - даже послушал.и. Естественно, на иврите. Язык, кстати, в по­селке изучают и сейчас. Учителя приезжают из Во­ронежа, из Еврейского агентства России.

-Что ж,Пинхас Ананье­вич, сильно доставалось из-за веры?

-Мне не особо, а вот дед мой 25 лет отсидел... Я ни дня ни в комсомоле, ни в партии не был. За то, что отказался от партийности, понизили по работе: с заведующего молоч-но-товарной фермой до скот­ника. В 1964 году имя при­шлось менять. В паспорте я пишусь Петр, но в народе так и зовусь Пинхасом. Отца от арестов постоянно выручал председатель. Батя мой, мож­но сказать, за раввина был - венчал, обрезание делал.

Мои внуки и правнук - настоящие еврейские мужчины

На эту процедуру сейчас ре­шаются немногие, да и дели­катным операциям в селе ни­кто не обучен. Самые твердые в вере родители на восьмой день после рождения младен­ца везут его в Таловую. Дед Пинхас не без гордости гово­рит, что его сыновья, внуки и правнук - настоящие еврей­ские мужчины.

...Пинхас - старик крепкий. Секретов долгожительства у него вроде и нет - живет себе человек по закону Божьему, работает по силам, отдыхает умеренно. На Пасху, в Но­вый год (по еврейскому ка­лендарю он наступает осе­нью) и Судный день .- щед­рый стол, но, опять же, по святым правилам. Каждому блюду - свои место и время. Спиртное не возбраняется.

- Здоровье позволяет - от­чего ж не выпить? - улыбает­ся старик. - Красное вино­градное вино - очень полез­ная штука.

На правом дверном косяке в доме Гриднева прибита ма­ленькая деревяшка с дыроч­кой. Это мезуза, еврейский талисман веры. В дырочке -кусочек зеркала, а в нем -покровитель шадай. Куда бы ты ни отправлялся - в даль­нюю дорогу или к себе в огород, - нужно дотронуть­ся до зеркала и поцеловать палец. Шадай будет тебе по­могать. Даже провожая нас до порога, Пинхас прило­жился к мезузе... В том, что вера в Высоком не изменит­ся, он не сомневается.

Татьяна ТЕЛЬПИС

30 апреля 2004 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования